ВОПРОС «Дня»
С чем ассоциируется у вас 7 ноября?
Дмитрий, 28 лет, работник частной фирмы:
— Я не так уж долго прожил при том социально-политическом строе, и в то время был слишком молод, чтобы оценивать какую-либо идеологическую подоплеку этой даты. Умом же и эмоциями ребенка я воспринимал его настоящим праздником. Иначе не могло и быть, поскольку я видел, что к нему готовится вся страна, получался он ярким, нарядным и веселым. С высоты теперешнего возраста я оцениваю его несколько по-иному. Теперь «красный день календаря» ассоциируется у меня с тотальным дефицитом и бытовавшими в то время моральными запретами.
Виталий, 23 года, военнослужащий:
— Поскольку в то время я был «в нежном возрасте», вплотную меня день «торжества социалистической революции» не коснулся. Однако помню, что взрослые, а благодаря им, и дети придавали дате большое значение, существовало ощущение того, что это по-настоящему великий день. Сейчас наша семья этот праздник не отмечает, да и в масштабах страны он утратил свое значение. Хотя, думаю, не стоило его отменять, пусть бы он как праздник довольно большой прослойки общества остался. Все-таки он — часть нашей истории, а ее невозможно перечеркнуть, с легкостью выкинуть из жизни, это, на мой взгляд, большая глупость. Народ, который «плюет» на свою историю, какой бы она не была, не имеет будущего.
Анна ЕГОРОВА, 18 лет, продавец магазина «Квадрат»:
— Мне всего восемнадцать, поэтому я не имею к этой дате совершенно никакого отношения и, тем более, не могу судить о ее значении. Несмотря на то, что я родилась при старом строе, праздник мне совершенно не запомнился. Единственная ассоциация — с детскими стишками, которые заставляли нас заучивать к дню седьмого ноября.
Марина ДИКАЯ, 28 лет, учительница украинского языка:
— Этот день ассоциируется, в первую очередь, с детством. Стоит отметить, действительно счастливым, в отличие от того, какое имеет большинство нынешних детей. Вспоминается то ощущение праздника, которое поневоле охватывало каждого, зрелищность парадов. Хотя, собственно, последнее и сейчас можно наблюдать в день другого, ставшего официальным, празднества — Независимости. Меняется общественный уклад, «генеральные линии партий» — парады остаются... Целесообразности же официально отмены этой даты я не вижу. Франция, между прочим, день своей революции празднует, хотя многие французы уже переосмыслили ее значение. Это ведь наша история, отвернуться, «отменить» ее нельзя. Была ли она ошибкой всего народа или же конкретного человека — судить не нынешнему правительству и общей массе населения. Оценить ее значение и роль смогут лишь наши потомки через двести, а, может быть, и тысячу лет.
Ольга БЕНЧ, 45 лет, профессор Национальной музыкальной академии:
— Мы никогда семьей не отмечали этот день, а признавали только извечные украинские праздники. Для меня лично он ассоциируется с негативом. С трагическими воспоминаниями о том, что тот политический строй расправился со всей моей семьей, которую выслали в ходе операции «Висла». Однако огульно ругать старую систему тоже несправедливо. Как работник сферы культуры должна отметить, что в тот период она развивалась куда лучше, имела какие-то критерии, даже несмотря на идеологическую «зашоренность». Вообще, мне намного больше нравились первомайские парады. 7 ноября обычно уже холодно, никому не хотелось идти, нас, студентов, на парад просто «загоняли». Отмену празднования воспринимаю как явление обыденное. Зачем официально отмечать праздник несуществующей страны?
Юрий ИЛЬЧУК, 29 лет, директор магазина «UMC — Пассаж»
— 7 ноября ассоциируется с жизнью, в которой было много хороших моментов, отсутствующих при нынешнем строе. Была в наличии какая-то воспитанность, пусть даже и ограниченная рамками, более четко были обрисованы моральные ценности. Я даже пионеров и комсомол вспоминаю с положительным чувством, поскольку существовал определенный порядок в жизни, дисциплина, определенность. Кроме того, есть многочисленная категория людей, для которых этот праздник имеет большое значение, поэтому не стоило его отменять. Хотя, с другой стороны, в Украине календарь и так перенасыщен «ненужными» выходными днями — просто некогда работать, сплошь отдых и праздность.
Ирина, 50 лет, директор спортивного клуба «Шанс»:
— В этот день у меня часто возникает ностальгия по прошлому. Люди моего поколения помнят многое из той, другой жизни, которое, безусловно, было хорошим.. Мы жили по определенным канонам, критериям порядочности. Некоторые вещи, конечно, в теперешней жизни мне нравятся несравненно больше, но кое о чем приходится сожалеть и сравнивать с тем, как было тогда. Я, например, не помню такого количества стариков с протянутой рукой и беспризорных детей, это не может не шокировать.
Сергей ДЕНИСОВ, 22 года, музыкант:
— Я не считаю этот день праздничным, поскольку коммунистическая идея мне не близка. Отмену праздника считаю целесообразной — не нужно праздник небольшой кучки людей превращать в общенациональный. Если для кого-то эта дата имеет значение, они отметят ее независимо от того, признана ли она официально.
Выпуск газеты №:
№205, (2001)Section
Nota bene