ВОПРОС «Дня»
Можно ли предложить готовую модель отношений между Россией и Украиной, например, по аналогии — США и Великобритания, США и Канада, Великобритания и Ирландия? Или же пример дуалистической связи на линии Киев — Москва уникален и ни под одну модель не пСергей КРЫМСКИЙ , доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии НАН Украины, действительный член Нью-Йоркской академии наук:
— Взаимоотношения Украины и России образуют уникальную историческую оппозицию двухполюсного взаимодействия, которое (при всех возможных положительных и отрицательных его оценках) приобретало временами вид динамической системы. Эта система была многоаспектной и обнаруживала в разные эпохи разные результаты и функции взаимодействия. В период Киевской Руси таким результатом было взаимодействие южных и северных славянских племен Восточной Европы, приведшее к их государственному объединению под эгидой Киева. В период автономного развития Украины и Московии их историческое взаимодействие результируется в противостоянии европейских ориентиров Украины и евразийских сил России (XV — XVI вв.). С XVII века при державном доминировании России Украина осуществляет культурное воздействие на русскую духовность. В XIX веке взаимодействие этих стран приобретает вид колониальных отношений русской метрополии и украинской «периферии». Хотя при этом, наряду с оппозицией украинского национального радикализма русскому шовинизму, появляются и культурно-синтетические феномены духовности типа региональной культуры Киева, объединяющей русские и украинские начала. ХХ век под маркой союзнических отношений Украины и России в составе СССР манифестирует полный диктат московского центра.
С возникновением независимой Украины ее отношения с Россией сохраняют состояние системности (характерное для связей европейских стран) при соблюдении автономных интересов сторон, особенно в экономической области. Какие функции обнаружит эта система в будущем, можно только гадать и надеяться на лучшее.
Сергей МАХУН , «День»:
— Мы должны уйти от принципа построения взаимоотношений России и Украины по типу матрешки. Уровень их нельзя строить по модели — США и Канада, а, конечно же, по модели — США — Великобритания. Без англосаксонских элементов не было бы возможно построение американского общества. Вспомним Киевскую Русь. Еще за 70 лет до Михаила Грушевского выдающийся украинский ученый-энциклопедист Михаил Максимович с фактами в руках разгромил теорию Погодина («Москва — третий Рим», Москва — правопреемница и наследница Киевской Руси); М.Максимович обосновал тезис об «украинскости» Киевской Руси. Надо, наконец-то, отделять «зерна от плевел», а то у нас развиваются две крайности — одни причитают, панически боятся сближения Киева с Москвой, а другие — готовы безоглядно стать под руку кремлевского «белого царя», как это сделали в 1654 году в Переяславе украинские казаки и крестьяне.
Дмитрий КИСЕЛЕВ (Москва), журналист, ведущий информационных программ украинского телеканала IСTV:
— Отношения России и Украины — тут возможна модель США — Великобритания. По внешним параметрам мы близкие большие страны, испытывающие доверие друг к другу. Современная система наших общих ценностей во многом «перекочевала» из советской эпохи. И нам она понятна «по умолчанию». Например, России не очень нравилось, но прощалось то, что министр обороны Украины лгал по поводу сбитого российского самолета, прощались факты отмывания «грязных денег», тиражирования пиратских дисков. Но эти три пункта абсолютно неприемлемы, например, для отношений США и Канады, США и Великобритании... Парадокс, но сбитый российский самолет, вопреки ожиданиям, испортил отношения Украины не с Россией, а с США. Безусловно, у нас особые отношения и особое взаимопонимание... в общем стремлении к «светлому будущему».
Евгений ГОЛОВАХА , кандидат философских наук:
— Я думаю, что партнерские отношения между Украиной и Россией (которых у нас еще не было, и какие мы наблюдаем, например, у США и Великобритании), возможны и необходимы при ряде условий, которые и России, и Украине придется выполнить. Для России: отказ от фантомных болей по поводу утраты старого имперского пространства, где она определяла ситуацию; второе — гармонизация внутриэтнической ситуации в стране и окончание гражданской войны в Чечне. Для Украины назову также два условия: преодоление паразитического синдрома, который мы наблюдаем, например, по отношению к российским энергоносителям в нашей стране; необходимо преодолеть романтический национализм, который соответствовал духу и времени казачьей вольницы Дикого Поля и Запорожской Сечи, то есть отказаться наконец-то от атрибутов независимости или суверенитета времен Средневековья. Атрибутов, абсолютно не соответствующих духу ХХI века.
Выпуск газеты №:
№205, (2001)Section
Nota bene