Янукович (а не Украина) отказывается от НАТО
Леонид КРАВЧУК: За 20 лет так и не смогли четко определиться с внешней политикой...![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100603/495-5-1.jpg)
Вчера Верховная Рада благословила отказ Виктора Януковича от НАТО. Проект закона об основах внутренней и внешней политики стоял первым в повестке дня. Представлять его приехал сам премьер Азаров. Он отметил: Украина теперь «будет государством понятным и прогнозированным».
Во время рассмотрения закона произошло символическое событие — в здание Верховной Рады попала молния. Произошел перебой с освещением, погас периферийный свет в ложе прессы и на втором этаже, где расположен зал заседаний. Спустя несколько минут освещение, конечно же, восстановилось. Но некоторые депутаты усмотрели в этом дурной знак.
Однако, несмотря на «знаки с небес», закон благополучно приняли в первом чтении. За — 253 депутата. Если документ будет принят в целом (а в этом почти нет сомнений), то стремление Украины к членству в НАТО будет исключено из перечня основных направлений государственной политики.
Правда, в документе есть упоминание о сотрудничестве с Альянсом и другими военно-политическими блоками. Также высшим приоритетом внешней политики остается европейский курс. Как говорится, и на том спасибо...
Но что конкретно означает для Виктора Януковича «европейский курс»? Безвизовый режим? Из документа это не очень понятно.
С НАТО ситуация тоже далеко не однозначна. С одной стороны, Украина декларирует, что не намерена вступать в Альянс, — а с другой стороны, страна выполняет Годовую национальную программу подготовки к вступлению в НАТО. Заместитель Генерального секретаря НАТО Иржи Шедиви, когда был с визитом в Киеве, назвал этот случай «беспрецедентным»
— Украина так запуталась в этих вопросах, что уже и само НАТО не может понять, какой у нас действительный курс, — сказал в разговоре с «Днем» первый президент Украины Леонид Кравчук. — С одной стороны, выполняем ПДЧ. Но отказываемся от самого вступления. Мы так и не определились по многим вопросам внешней политики. У нас до сих пор нет полной ясности. Мы где-то в дороге. Мы ставим как высший приоритет европейский курс, но когда дело доходит до конкретных шагов, конкретных организации, то у нас — полная чехарда.
— Выходит, мы на долгие годы будем серой, буферной зоной между Россией и Европой?
— Так и есть, и еще долго будет. За 20 лет Украина так и не смогла четко и ясно определиться в своей внешней политике. Каждый новый президент начинал строить внешнеполитический курс, исходя из своего собственного понимания, а не из того, что записано в документах. А у нас много чего записано в документах.... Говорится одно, а делается другое.
— То, что внешняя политика меняется от президента к президенту, — является ли это признаком незрелости нашего государства?
— Это означает, что у нас нет вешней политики. Избираемые украинским народом вожди и лидеры не готовы управлять страной в такой степени, как это делают в ответственных государствах. Они не подошли к тому уровню государственного понимания, что с внешней политикой нельзя шутить.
Я недавно вернулся из Польши. Нас на Западе уже воспринимают как балласт. Они довольны, что у нас есть хоть какая-то стабильность.
Если у нас что-то и будет выполняться, то курс на развитие глубоких, интеграционных процессов с Россией. Потому что в этом заинтересована Россия, причем больше, чем Украина. А Украина не может сегодня играть с Россией на равных. Россия выполняет стратегические цели, Украина — временные тактические. И то не известно, как они будут выполняться дальше.
ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ
Согласно законопроекту, ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА основывается на таких принципах:
— приоритетность защиты национальных интересов;
— верховенство права, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина, уважение к достоинству каждого человека;
— равность всех субъектов права собственности перед законом, защита конкуренции в сфере экономической деятельности;
— осуществление государственной власти на основах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
— открытость и прозрачность процессов подготовки и принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления;
— обеспечение стабильного развития экономики на рыночных основах и ее социальной направленности;
— обеспечение баланса общегосударственных, региональных и местных интересов;
— свобода, социальная справедливость и творческая самореализация, участие граждан в управлении государственными и общественными делами;
— социальное партнерство и гражданская солидарность.
Предусмотрено также, что ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА основывается на принципах:
— суверенная равность государств;
— воздерживание от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости какого-либо иностранного государства, так и каким-либо другим образом;
— уважение к территориальной целостности иностранных государств и нерушимости государственных границ;
— разрешение международных споров мирными методами;
— уважение к правам человека и его основоположным свободам;
— невмешательство во внутренние дела государств;
— взаимовыгодное сотрудничество между государствами;
— добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств;
— приоритет общепризнанных норм и принципов международного права перед нормами и принципами национального права;
— применение Вооруженных Сил Украины только в случаях актов вооруженной агрессии против Украины, любых других вооруженных посягательств на территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ, борьбы с международным терроризмом и пиратством или в других случаях, предусмотренных международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;
— применение международных санкций, контрмер и мер дипломатической защиты в соответствии с международным правом в случаях международных противоправных действий, которые причиняют вред Украине, ее гражданам и юридическим лицам;
— своевременность и адекватность мер защиты национальных интересов реальным и потенциальным угрозам Украине, ее гражданам и юридическим лицам.
Главными основами ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ в сфере построения государственности, согласно документу, является:
— развитие демократии путем усовершенствования механизма государственного управления, осуществление парламентского контроля;
— усовершенствование системы проведения выборов в Верховную Раду Украины и органы местного самоуправления;
— модернизация системы государственной службы с учетом европейского опыта на принципах профессиональности и политической нейтральности;
— усиление открытости и прозрачности процессов подготовки и принятия государственных решений и осуществления каких-либо действий, связанных с формированием и использованием бюджетных средств, кадровыми назначениями на руководящие должности в центральных органах исполнительной власти, судах, правоохранительных органах;
— обеспечение эффективного, справедливого и доступного судопроизводства;
— обеспечение соблюдения международных стандартов независимости судей;
— усиление противодействия коррупции и теневой экономической деятельности, обеспечение безусловного соблюдения принципов законности в первую очередь высшими должностными лицами государства, политиками, судьями, руководителями правоохранительных органов и силовых структур;
— борьба с преступностью путем улучшения координации работы правоохранительных органов, оптимизации их структуры, достойного обеспечения их деятельности.
Выпуск газеты №:
№95, (2010)Section
Nota bene