Перейти к основному содержанию

Закон, свобода и экономика

О роли магдебургского права в контексте истории Украины
20 августа, 19:36
СЕГОДНЯ БАТУРИН, КОТОРЫЙ С 1654 ГОДА ИМЕЛ СТАТУС ГОРОДА С МАГДЕБУРГСКИМ ПРАВОМ, МАГИСТРАТОМ, КОТОРЫЙ ПОМНИТ ПРАВЛЕНИЕ ГЕТМАНА ДЕМЬЯНА МНОГОГРЕШНОГО, ИВАНА САМОЙЛОВИЧА, ИВАНА МАЗЕПЫ, ДАНИЛА АПОСТОЛА И КИРИЛЛА РАЗУМОВСКОГО, СНОВА «ОЖИЛ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКА

18 лет независимости нашего государства (кстати, не достаточно ли уже ссылаться на его, государства, юный возраст? Не является ли это красивым поводом снять ответственность с тех, кто эту ответственность согласно закону обязан нести в полной мере) — это обычно не только время празднования, но и время для размышлений. Размышления эти чаще всего крутятся вокруг таких основных проблем: почему так живем? Как жить дальше? И, наконец: разве так украинцы жили в прошлом?

Вопросы эти, необходимо признать, воистину жизненно важные и многоаспектные. Мы сейчас попробуем поразмышлять только над одним (однако масштабным!) аспектом, а именно: роль и значение экономической свободы в контексте украинской истории. Конкретнее — роль магдебургского права в социальном развитии нашей Отчизны. Об этом вспоминают сейчас не очень часто, а жаль. Ведь понятие «свобода» является настолько колоссальным, включает в себя столько составляющих, что было бы, как минимум, недальновидно сводить его только к гражданским правам: свободы высказываний, собраний, вероисповеданий, союзов (никто, конечно, не отрицает исключительного веса целого комплекса этих свобод), забывая об особом значении свобод именно экономических. Короче говоря, когда человек осознает, что работает именно на себя, что от результатов его труда непосредственно зависит благосостояние его и его семьи, — это создает действительно крепкие предпосылки для устоявшегося социального и экономического подъема государства и всех граждан. И наоборот...

Напомним: суть магдебургского права (с юридической точки зрения) заключается в том, что города (как средневековая ячейка развития ремесел, цехов, разнообразного производства и вообще экономического прогресса) освобождались от управления и суда «своих» феодалов, которым, по нормам средневекового же права, эти города «принадлежали». Эти нормы права пришли в Украину с Запада (это принципиально важно), точнее, — из Германии. Именно там, в городе Магдебурге, еще в ХІІІ веке были кодифицированы нормы права обычаев и постановления местной судебной власти и зафиксирован тот комплекс самоуправляющихся и экономических свобод, который был позаимствован впоследствии многими другими городами Германии, а также Чехии, Венгрии, Белоруссии, Литвы и Украины.

Если говорить о фактах отечественной истории, то магдебургское право сначала, в первой половине XIV века, пришло в Закарпатскую Украину (в 1329 году его получили города Тячив, Хуст и Вишкове). Впоследствии началось распространение магдебургских правовых норм и на другие западноукраинские земли — не без влияния, кстати, немецких колонистов, которым еще князь (впоследствии — король) Данила Романович Галицкий гарантировал привилегии пользоваться собственным правом и иметь собственные административные и судебные институты. После того как подавляющая часть украинских земель вошла в состав Великого Княжества Литовского, впоследствии — Польского государства, магдебургское право предоставлялось уже с санкции соответственно литовских высших владельцев или же польских королей. Около 1330 г. его получил Владимир-Волынский, в 1356 г. — Львов, 1374-м — Каменец-Подольский, 1390-м — Брест, позже, в конце XV в., — Киев. Привилегия, засвидетельствованная подписью Великого Князя Литовского или же короля, освобождала жителей того или иного города от зависимости, в которой они пребывали от местного феодала большего или меньшего масштаба. Хотя, стоит заметить, что только несколько украинских городов (Киев, Львов, Каменец) пользовались так называемым полным магдебургским правом, а это означало, что именно там в полной мере действуют органы местного самоуправления (магистраты, советы), независимые суды, независимая исполнительная власть и тому подобное.

Интересно, что и после поглощения гетманской Украины Московским царством было гарантировано право украинских городов (Киева, Переяслава, Чернигова, Новгород-Сиверского, Нежина, Стародуба, Козельца и многих других) на самоуправление по магдебургскому образцу. Это обосновывалось ссылками на древние казацкие вольности и, более того, на Литовский статут — наиболее уважаемый юридический документ того времени. Что характерно: чем жестче царская и имперская власть ограничивала суверенитет Украины, тем последовательнее отбиралось магдебургское право у наших городов (это вообще наводит на мысли о тесной связи между политической самостоятельностью и экономической свободой). Царским указом, изданным Николаем І, в 1831 г. магдебургское право было окончательно упразднено (в Киеве просуществовало до 1835 г.).

Понятно, что мы можем и должны позаимствовать все лучшее из опыта магдебургского права (особенно то, что касается местного самоуправления). Обратите лишь внимание на то, что адепты «общей истории трех братских славянских народов» в упор не видят тот важный факт, что еще в царско-московском государстве были растоптаны, разгромлены, физически уничтожены органы самоуправления в Новгороде, Пскове, Твери, других городах. Так делали Иван IV Грозный (физически истребил и сжег Новгород), его дед Иван ІІІ, впоследствии — Петр І, другие цари. Это — относительно «общей истории»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать