Перейти к основному содержанию

Нужен ли паркинг на Михайловской площади?

Город выделил первые 100 тысяч гривень на проектные работы, несмотря на то, что это охранная зона ЮНЕСКО
17 апреля, 16:03
Фото Николая Тимченко, "День"

Идею построить подземный паркинг на Михайловской площади эксперты и общество назвали аферой с огромными рисками для города. Сейчас идея не просто озвучивается, как вероятность, гипотеза или возможный проект киевской власти, это реальность, которую на последнем заседании Киевсовета обсуждали депутаты, даже голосовали за нее. На рассмотрение чиновников выносился проект изменений в Программу экономического и социального развития на 2016 год, спрятали в эти изменения и решение о выделении ста тысяч гривень на проектные работы для подземного паркинга на Михайловской площади. Очевидно, у депутатов не было большого желания обсуждать этот вопрос с общественностью, поэтому голосовали в пакете с другими решениями. «За» проголосовали все фракции, кроме «Самопомочі».

ДВА МИЛЛИАРДА НА... МУЗЕЙ?

На строительство паркинга предполагается выделить более двух миллиардов гривень! И это в буферной зоне Национального заповедника «София Киевская», внесенного в список памятников ЮНЕСКО, недалеко от еще одного памятника — Андреевской церкви, прямо на исторических пластах древнего города Ярослава!
После шквала критики и возмущения некоторые столичные депутаты начали объяснять, что эти сто тысяч гривень выделяются не на один паркинг, а на изучение возможности, можно ли его строить в этом месте. То есть средства из карманов налогоплательщиков выбросятся на ветер. Не менее абсурдную версию озвучил заместитель председателя КГГА Николай Поворозник, что во время этого гипотетического анализа с конкретным финансированием из городского бюджета может появиться другой результат, вместо паркинга решат построить ... музей.

Другие депутаты пообещали мониторить, куда и как будет расходоваться первая сотня тысяч гривень. Благодарить за такую ​​услугу совершенно не хочется. Разве в городе мало других проблем, на которые можно потратить эти средства, с теми же парковками и транспортными развязками?

ПАРКИНГ ДЛЯ ЭЛИТЫ

«Проект странный с нескольких позиций, если строить здесь на глубину 18 метров, то другие застройки в буферной зоне покажутся детскими шалостями. Сегодня на площади паркуется около 200 автомобилей. Паркинг предполагается на 800 мест. Даже без исследований можно прогнозировать, что Верхний город просто остановится, — отмечает урбанист Григорий Мельничук. — В прошлом году в Киеве при содействии Всемирного банка была разработана транспортная модель; это компьютерная программа, с помощью которой можно смоделировать влияние любого объекта на транспортную сеть. Но никакие вычисления здесь не проводились, хотя это технологически можно сделать за один день».

 По мнению Григория Мельничука, сейчас не лучшая ситуация, когда город может тратить на парковку бюджетные средства. «Тратить 7% бюджета города на паркинг, это как минимум странно. У нас много недостроенных объектов, развязок, тот же мост на Троещину, что полезнее для десятков тысяч людей. И кого будет обслуживать этот паркинг? Рядом находится Киевское управление МВД, несколько судов, прокуратура, МИД, Дипломатическая академия, Центральный офис компании Рината Ахметова «СКМ», несколько гостиниц».

Но депутаты считают, что для центра города, который перегружен транспортом, такой паркинг просто необходим. Об этом заявил председатель бюджетной комиссии Андрей Странников в интервью одному из киевских изданий. По его словам, даже если что-то и будут делать, то обязательно проведут общественные слушания. Вы верите? Это очередная отговорка для горожан, чтобы успокоились и не поднимали волну паники.

«ЭТО АФЕРА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ»

Археологи и гидрогеологи в один голос заявляют, что строить на Михайловской площади категорически нельзя. И об этом тоже откровенно говорят некоторые депутаты. Тогда зачем осознанно тратить городские деньги на заранее известный вердикт экспертов, если, конечно, такие заключения город действительно собирается получать, прежде чем рыть котлован в сердце города.

«Это чистой воды афера, направленная на отмывание денег. Есть уже проект распоряжения с конкретными цифрами, — считает основательница сквера Небесной Сотни и проекта «Місто-сад» Евгения Кулеба. — Можно построить такой паркинг внизу на Европейской площади, где уже есть подземные ходы, на улице Гринченко есть гаражи, можно рассмотреть там установления наземного паркинга, почему нужно разрушать исторический пласт, а не искать альтернативную модель, это будет строительство века».

«Поскольку это склон, есть опасность, что все здания начнут «съезжать» вниз, не сразу, но Верхний город может исчезнуть. То есть городские власти планируют разрушить город Ярослава. Наши потомки потеряют этот исторический пласт, чтобы судьям было где парковать машины, — возмущается активистка. — Согласно предварительным консультациям с экспертами в сфере транспорта, такая масштабная парковка еще больше загрузит эту часть города. Есть опасность, что София Киевская утратит охранный статус, пострадать может Андреевская церковь, то есть вся историческая среда вокруг. По этому же проекту предполагается, что лифты паркинга будут выходить в сквер Небесной Сотни. Так нивелируются заверения властей, что никогда ничего не будет построено в сквере, однако город инициирует здесь масштабное строительство».

«В ЦЕНТРЕ ГОРОДА БУДЕТ ЕЩЕ ОДИН ПРОБЛЕМНЫЙ УЧАСТОК, А ПОТОМ ДОЛГАЯ ДИСКУССИЯ, ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ»

Опрошенные «Днем» активисты синхронно описали картинку, как может завершиться история с паркингом: город начнет реализовывать проект, впоследствии бюджетных средств окажется недостаточно, дальше вариантов два.

«Мы получим раскопанную площадь, а в центре города будет еще один проблемный участок, потом будет долгая дискуссия, что с ним делать», — озвучивает свою версию Григорий Мельничук. По мнению Евгении Кулебы, найдется инвестор, который захочет завершить строительство по своему усмотрению. «Все эти схемы нам известны, этого больше не будет, — добавляет активистка. — Сейчас будем максимально привлекать экспертов и выносить этот вопрос на публику, а дальше посмотрим, какой будет реакция власти».

Эксперты верят, что остановить вероятный дерибан и уничтожение исторического ареала еще есть возможность. Все зависит от общественного резонанса. На наш взгляд, и от мэра тоже. У Киева же вроде бы проевропейский мэр, который обещал внедрять в Киеве лучшие урбанистические практики из городов Старого Света. Где эти проекты? Если это паркинг в Верхнем городе, то это тупик или даже крест на развитии Киева, его историческое лицо и так уродуется до неузнаваемости. Вот в Париже этим летом стартует действительно замечательный проект — правый берег Сены освобождают от автомобилей. Теперь это будет новая пешеходная зона.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать