Ультиматум «культуры»
Наталья ЗАБОЛОТНАЯ: Если намерены легализировать социально деструктивные индустрии, — примите закон о «гуманитарном компенсаторе!![](/sites/default/files/main/articles/23122015/kan_0575_novyy_razmer.jpg)
В Парламенте разгорелась агрессивная дискуссия вокруг легализации запрещенного в 2009 году азартного бизнеса. Конечно, Кабмин и Минфин аргументируют потребность легализации казино и букмекерских контор необходимостью залатать дыру в бюджете. Правда, дыра — почти 84 млрд гривен, а азартный бизнес способен «покрыть» лишь 3—5 млрд. Но есть и обратная сторона медали — последствия для общественного здоровья страны.
Собственно, потому, понимая, что власть не отступит и протащит свою идею легализации деструктивной для общества индустрии, активисты предложили депутатам создать общественного компенсатора в виде Государственного фонда гуманитарного развития Украины.
Идея на самом деле не нова. К примеру, в Британии такой фонд, который наполняется исключительно из доходов от лотерей, действует уже 20 лет. И очень часто в титрах британских короткометражек (да и не только) можно встретить строчку «профинансировано из доходов от национальной лотереи».
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
В среду, 23 декабря, соответствующий проект Закона «О Государственном фонде гуманитарного развития Украины» успешно прошел обсуждение на Комитете по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма» и был рекомендован для принятия Верховной Радой Украины в первом чтении. О содержании и судьбе этой инициативы — подробнее в интервью «Дню» с ее автором — генеральным директором «Мистецького Арсеналу» Наталией ЗАБОЛОТНОЙ.
— Этой осенью мы представили общественности Концепцию гуманитарного развития Украины. В ее основе лежит простая идея — создание Государственного фонда гуманитарного развития Украины, главной задачей которого является поддержка инициатив общественности и государства.
Запуск этого фонда станет первым шагом гуманитарной реформы, поскольку он предусматривает отказ от чиновнической логики «управления гуманитарной сферой», а предлагает прозрачно и на грантовых принципах поддерживать конкретные, четко сформулированные и социально значимые инициативы людей, общественности, государства.
Подобных фондов в нашей истории еще не было, поскольку он сочетает общественный и государственный контроль, а также бюджетное и внебюджетное финансирование. Даже депутаты признают, что он является революционным, поскольку абсолютно по-новому предлагает реализовывать обязанности государства в гуманитарной сфере.
Подобные фонды успешно действуют в Великобритании (Good Causes) и даже в постсоветской Эстонии («Культурный капитал»).
Например, в Великобритании фонд Good Causes, который наполняется исключительно от национальной лотереи, за последние два десятилетия реализовал более 450 тысяч (!) социокультурных проектов на общую сумму почти 60 миллиардов долларов. Речь идет об инвестициях в реставрацию и модернизацию музеев, создании социокультурных и спортивных центров для молодежи, поддержке арт-проектов, волонтерских инициатив, съемках кинофильмов и мультфильмов, популяризации государства на международной арене, акциях по привлечению внимания и решению проблем людей с ограниченными возможностями. Даже знаменитая Олимпиада в Лондоне 2012 года была на треть профинансирована за средства этого фонда.
НА ДОХОДЫ ОТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛОТЕРЕИ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ПРОФИНАНСИРОВАЛА ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 2012 ГОДА / ФОТО РЕЙТЕР
Так же в Эстонии действует фонд «Культурный капитал», который работает по той же проектной логике, только при отсутствии такого большого оборота лотереи для наполнения фонда используется еще и часть поступлений от подакцизных товаров — алкоголя и табака.
— Насколько я понимаю, кроме поддержки гуманитарной сферы, вы подчеркиваете, что этот Фонд станет неким «социальным компенсатором» таких социальных болезней, как алкоголизм, игромания и тому подобное?
— Как раз в эти дни и часы правительство и Администрация Президента убеждают депутатов легализовать азартный бизнес (казино, игровые автоматы, букмекерскую деятельность), однако никаких социальных компенсаторов они не предусмотрели и даже слышать о них не желают.
И если в цивилизованных странах уже давно поняли, что, легализуя подобную индустрию, нужно позаботиться о создании и поддержке социально значимых и полезных для развития граждан видов деятельности, то наши чиновники до этого еще не дошли. Получается, что конституционная норма о всестороннем развитии личности остается для наших должностных лиц просто лозунгом.
Перед таким вызовом все сознательные граждане должны объединиться и выступить с социальным ультиматумом к законодателям и чиновникам: если намерены легализовать социально деструктивные индустрии, то принимайте законопроект о социальном компенсаторе. Если нет компенсаторов, то не должно быть и легализации азартных игр, вызывающих игровую зависимость (игроманию).
Недаром же в 2009 году этот вид деятельности запретили с формулировкой «ввести ограничения относительно осуществления игорного бизнеса в Украине, исходя из конституционных принципов приоритетности прав и свобод человека и гражданина, защиты нравственности и здоровья населения, запретить использование имущества во вред человеку и обществу».
Нельзя ценой здоровья людей наполнять бюджет, поскольку через два-три года на лечение социальных болезней государству придется тратить в несколько раз больше средств.
— Вы подсчитали: каким будет годовой бюджет такого Фонда?
— Сегодня трудно говорить о точных суммах, поскольку еще не принят новый налоговый кодекс. Также трудно предусмотреть, какие именно будут объемы легализованного игрового бизнеса и насколько Минфин увеличит процент акциза в последующие годы, однако мы советовались с экспертами и ориентировочные ожидания поступлений Фонда составляют от 300 до 500 миллионов гривен в первый-второй год. Дальше возможное увеличение финансирования до 1,5 миллиарда гривен в год. То есть идет речь о тысячах осуществленных культурных проектов, сотнях построенных и модернизированных музеев, бассейнов, детско-юношеских спортивных школ, культурно-просветительских центров, библиотек, возможности для миллионов граждан бесплатно посещать главные арт-платформы страны. Это также сотни новых объектов культурной и гуманитарной сферы, отреставрированные памятники культуры и истории, тысячи снятых фильмов и мультфильмов, осуществленных арт-проектов, проведенных фестивалей, альтернативные образовательные программы, книгоиздание, поддержка инициатив этнических и национальных меньшинств, запуск эффективных программ работы с социально незащищенными гражданами — детьми-сиротами, людьми с ограниченными возможностями...
— Допустим, что парламент не легализирует азартный бизнес, почему общественность в настоящее время не может создать такой Фонд собственными силами — без средств из госбюджета?
— У нас за 24 года создавались и действовали тысячи негосударственных фондов, часть из которых достаточно успешно работает сейчас. Однако, их мощности недостаточно для того, чтобы ответить на все те вызовы, которые стоят сегодня перед Украиной. К тому же, пора уже, наконец, сделать так, чтобы государство выполнило свои конституционные обязанности перед гражданами и начало отвечать за судьбу, перспективу и развитие своих граждан.
Сколько можно злоупотреблять ресурсом волонтерства? Не следует забывать, что единственная причина существования государства — это защита и служение интересам ее граждан.
Если же говорить практически, то сегодня настолько большие потребности в капитальных и проектных инвестициях в гуманитарной сфере, что ресурса негосударственных фондов просто не хватит на удовлетворение и малой доли потребностей страны. Мероприятия по поддержке гуманитарной сферы должны быть системными, а не время от времени.
За средства самих только граждан-благотворителей не отреставрируются сотни запущенных замков, не будут восстановлены памятники архитектуры, построены стадионы и бассейны, сохранены деревянные церкви и созданы новые туристические маршруты. Невозможно без системных, гарантированных государством инвестиций, модернизировать существующие и создать тысячи новых детских и юношеских спортивных центров, школ искусств. Эти расходы должно гарантировать государство, а эффективное управление этими ресурсами должна взять в свои руки независимая экспертная среда и общественность.
Таким способом будет изменена матрица подхода государства для выполнения своих обязанностей и, возможно, создан прецедент для других сфер.
— С кем из представителей украинской власти у Вас уже были предварительные разговоры на эту тему? Что они ответили на Вашу инициативу?
— За последние три года, которые наша команда занималась разработкой этого законопроекта, у меня было (без преувеличения) сотни встреч с экспертами, дипломатами, юристами, правительственными чиновниками и депутатами, с украинской диаспорой в Канаде. Мы сотрудничали и с предыдущим министром финансов Александром Шлапаком, и по приказу ныне действующего министра финансов Натальи Яресько были включены в рабочую группу Минфина по исследованию вопроса легализации игрового бизнеса, где лоббировали интересы гуманитарной сферы.
Этим летом мы рассказывали о нашей инициативе действующему вице-премьер-министру по гуманитарным вопросам-министру культуры Вячеславу Кириленко, однако он внимательно выслушал и не выразил заинтересованности. Правда, уже за короткое время после знакомства с нашей идеей, он начал продвигать «свою идею» о Фонде. Только уже о Фонде кино, декларируя те же источники наполнения, что и в нашем проекте (от акциза и игровой деятельности). Впоследствии он объединил усилия с Николаем Княжицким, и теперь они вдвоем от имени всей культуры лоббируют исключительно вопрос дотаций на создание фильмов телеканалами и студиями. Вот такое их виденье реформы культуры.
Понимая, что в перечне приоритетных реформ нет важнейшей реформы, этой весной мы также обратились к заместителю Главы Администрации Президента Украины Дмитрию Шимкиву, который курирует направление реформ в Администрации Президента и является секретарем Национального совета реформ. Некоторое время идея Фонда ему импонировала, и мы даже совместно с сотрудниками департамента реформ Администрации Президента подготовили один из первых готовых вариантов законопроекта о Фонде. Однако интерес продержался недолго, и через несколько месяцев энтузиазм и действенная поддержка пропала. Поняв, что чиновники не очень заинтересованы в настоящей, а не декоративной реформе в гуманитарной сфере, мы вынесли проект на широкое общественное обсуждение (длилось четыре месяца) и после того, как учли сотни замечаний экспертов и граждан рекомендаций РПР, Европейской Бизнес Ассоциации и министерства, решили обратиться к некоторым народным депутатам. Оказалось, что 19 народных депутатов поддержали законопроект и 7 декабря 2015 года зарегистрировали его в Верховной Раде Украины.
— Нам известно, что вы обратились с соответствующим открытым письмом к Президенту Украины? Что Вам ответил глава государства?
— Да, 7 декабря 2015 года свыше 70 деятелей гуманитарной сферы — писатели, музейщики, музыканты, режиссеры, продюсеры, композиторы, архитекторы, дипломаты, драматурги, художники, кураторы, ученые, педагоги, журналисты, издатели — обратилось с двумя простыми просьбами к Президенту Украины: вынести в приоритеты государственных реформ реформу в гуманитарной сфере и поддержать законопроект «О государственном фонде гуманитарного развития Украины». Знаю, что это «Письмо небезразличных», как мы его называем, попало в Администрацию Президента и было взято в работу, однако до сих пор никакой реакции мы не увидели. Будем ждать ответа, однако не будем сидеть сложа руки. Наше гражданское общество не верит уже в «хорошего дядю», который придет и все всем поможет. С каждым днем громада все больше берет инициативу в свои руки. Со временем мы выстроим 100-процентное государство гражданской активности, в котором все будет служить человеку и не будет томных ожиданий. Очень хочется, чтобы наши избранники во всех ветвях власти способствовали этим изменениям и преобразованию страны, ведь это в интересах не какой-то абстрактной государственной машины, а наших собственных детей и внуков. Мы должны строить образ будущего нашего государства. Поэтому именно в настоящее время важно не позволить «проиграть» нашу страну — мы должны выдвигать «общественный ультиматум» и не позволить в очередной раз нашему обществу стать заложником чьих-то частных бизнес-интересов в обмен на азартное одурманивание и окончательную деградацию.
Выпуск газеты №:
№236, (2015)