Перейти к основному содержанию

«3:1» не в нашу пользу

Завтра мир отмечает День моря. Эксперты «Дня» — о том, как Украина использует свой водный потенциал
25 сентября, 09:51
«ГОРИЗОНТ» / ФОТО ЛЮБОВИ БЕСПАЛОЙ

Завтра мир отмечает День моря. Это еще один повод задуматься над максимально эффективным и в то же время бережным использованием «голубого» ресурса.

Украина относится к странам-счастливчикам, имеющим выход к морю. У нас их два — к Черному и Азовскому морям.

«День» опросил экспертов, в каких сферах Украина успешно использует морские ресурсы, а в каких еще недорабатывает.

ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ

Черное и Азовское моря и их побережья имеют как свои туристические преимущества, так и недостатки. По мнению председателя Всеукраинской ассоциации туристических операторов Игоря Голубахи, «Украина совершенно неэффективно использует свои два моря с точки зрения туризма».

«Можно было бы активнее использовать бальнеологические ресурсы — (лечебные минеральные воды. — Ред.) и строить больше spa-отелей, пансионатов, использующих как грязи, так и саму морскую воду для лечения», — говорит о неиспользованном потенциале морей эксперт. По его мнению, также стоит включить Украину в цепочку черноморских круизов, «чтобы больше круизных лайнеров заходило в наши порты».

Говоря о сильных туристических сторонах наших морей, пан Игорь отмечает: «В Украине сейчас промышленность в своем большинстве «канула в Лету», потому моря у нас относительно чистые, и это, безусловно, является аргументом в пользу отдыха на них». Среди негативных моментов эксперт называет хаотичную застройку побережья, в частности, общественных пляжей. «Это отталкивает как иностранных и украинских туристов, так и местных жителей от использования морских ресурсов и потенциалов», — подытоживает он.

НАУКА

А вот с наукой «на море» в Украине дела значительно лучше. Сегодня у нас достаточно активно развиваются морские исследования, говорят ученые: существует много новых патентов и громких результатов, как, например, новый способ выращивания гигантских тихоокеанских устриц в Черном море, разработанный кандидатами биологических наук Анной Пирковой и Людмилой Ладыгиной из отдела прикладной океанологии Института биологии южных морей.

«Мы самое крупное гидробиологическое учреждение в Европе, у нас 12 отделов только в Севастополе и еще пять в Одессе. Мы занимаемся исследованием всего спектра населенности Черного моря и его минеральных ресурсов. Исследуем весь диапазон украинской шельфовой зоны. Работаем над выращиванием устриц и мидий, готовимся к выращиванию камбалы, — рассказывает «Дню» Юрий ТОКАРЕВ, доктор биологических наук, заместитель директора Института биологии южных морей имени А. О. Ковалевского НАН Украины. — Сейчас мы пытаемся наладить технологию выращивания тихоокеанской гигантской устрицы. Она уже дает достаточно стабильный урожай. Непосредственно мы ее не выращиваем, а помогаем выращивать: создаем технологии, консультируем, сопровождаем. Не менее важным направлением является выращивание спирулины — водоросли, которую мы насыщаем разнообразными микроэлементами. Продаем потом ее в виде порошка и таблеток».

По словам научного работника, одним из самых интересных и перспективных направлений сегодня является морская фармакология: добывание биологически активных, лекарственных веществ из морских продуктов — водорослей, моллюсков, планктона. «Это — мази, таблетки, настойки, которые помогают при целом ряде заболеваний: от дерматологических до внутренних болезней. И у нас есть масса патентов», — подытоживает Юрий Николаевич.

ЭКОНОМИКА

А вот в вопросах развития сопутствующих морю отраслей экономики Украина, к сожалению, стремительно теряет позиции. Так, по словам корабела в третьем поколении Виктора Лисицкого, отечественные судостроительные заводы сегодня загружены только на 10—15%. Да и то эти объемы обеспечивают в основном заказы иностранных компаний. «Сейчас из основных производственных мощностей в рабочем состоянии остались около 10% от того, что было при СССР, если не меньше. Два десятка лет назад мы создавали 100—120 кораблей и судов, теперь — в десятки раз меньше», — комментирует Лисицкий.

Что же касается использования моря в транспортной логистике, то там тоже не все так хорошо, как хотелось бы. «Еще 22 года назад мы принимали и отправляли из наших портов на наших кораблях более 60 миллионов тонн груза. А в прошлом году, по данным официальной статистики, мы отправили только 3,4 миллиона тонн на наших суднах», — рассказывает Лисицкий. Впрочем, отмечает он, украинские моря активно используют иностранные судовладельцы. За прошлый год они перевезли через акваторию украинского моря 150 миллионов тонн груза.

ЭКОЛОГИЯ

И на фоне всего вышесказанного Черное и Азовское моря страдают от разных экологических проблем. Среди них несколько самых больших. «Есть международное соглашение — Конвенция о защите Черного моря от загрязнений, которая регламентирует деятельность и сотрудничество прибрежных стран в Черном море. Согласно оценке Черноморской Комиссии, которая координирует деятельность в рамках этой Конвенции, среди самых больших проблем — загрязнение. Причем не столько тяжелыми металлами и нефтепродуктами, сколько органическими соединениями — удобрениями, с/х химикатами и тому подобное. Это загрязнение приводит к цветению, — рассказывает кандидат биологических наук, член рабочей группы по вопросам интегрированного управления прибрежными полосами Черноморской Комиссии Виктор КАРАМУШКА. — Еще среди проблем — избыточное использование природных ресурсов Черного моря — перевылов. Биомногообразие в Черном море стремительно сокращается в популяционном измерении. Здесь имеют значительное влияние и те виды, которые никогда не жили в Черном море, а попали из других регионов, например, рапан. Также Черное и Азовское моря сильно страдают от того, что происходит на берегу. Кроме этого, убытки Черному морю приносят чрезвычайные ситуации от объектов, созданных человеком, например, аварии судов». По его словам, когда-то Азовское море было очень плодовитым. «Там было больше живности, чем в Черном и значительно больше, чем в Средиземном море. Но наша изнурительная практика природопользования привела к тому, что теперь оно очень скупое на ресурсы».

КОММЕНТАРИЙ

Юрий КОСТЮЧЕНКО, эксперт по применению космических методов исследования и использования спутниковых наблюдений земной поверхности для оценки рисков и опасностей:

— С точки зрения экологической и социо-экологической безопасности, безусловно, нужно приветствовать инициативы ведомственных сообществ, направленные на сохранение окружающей среды при осуществлении их профессиональной деятельности. В этом смысле World Maritime Day — Всемирный день моря, основанный Международной морской организацией при ООН, — направленный на освещение проблем экологической безопасности при морских перевозках — бесспорно, важная и актуальная инициатива. Очень правильно обращать внимание людей на проблемы безопасности окружающей среды при судоходстве. Это — проблема государственного контроля, ответственности судовладельцев, осведомленности и ответственности членов экипажей и граждан. Но существуют и непредсказуемые факторы. Ежегодно более восьми тысяч транспортных судов попадают в серьезные аварии на море. Ежегодно в результате аварий мы неожиданно выливаем из транспортных судов в море, в среднем, более 2,5 тысячи тонн нефти и нефтепродуктов. И это не считая внезапных крупных аварий на нефтяных платформах. Количество ядовитых веществ, попадающих в морскую среду, очень трудно сосчитать. Только с транспортных судов в океан попадает около 700 тонн разнообразного яда ежегодно. Кроме того, существуют еще проблемы захоронения опасных отходов в море и несанкционированного слива неочищенных стоков. Все это — существенные опасные экологические воздействия на окружающую среду. Конечно, общее антропогенное воздействие на морскую среду этим не исчерпывается: основными факторами здесь являются продукты сельскохозяйственной деятельности и сточные воды, то есть загрязнения нитратами, фосфатами, гербицидами, пестицидами и т.д.

Изменения экологического баланса, нарушение трофических связей, хронические загрязнения, накапливающиеся в морских организмах, влияют в конечном итоге и на состояние здоровья, и на качество жизни человека. Особенно это опасно в контексте имеющихся климатических и экологических изменений.

Кроме того, и это опять касается морского транспорта, ученые отделяют последнее время еще и шумовое загрязнение морской среды как такое, что существенно влияет на экологический баланс прибрежных акваторий. Но при этом роль Мирового океана для человечества как в настоящем, так и в будущем, является выдающимся. Во-первых, океан можно считать «легкими» планеты, ведь огромное количество фитопланктона перерабатывает значительные объемы углекислого газа и, таким образом, влияет на эскалацию парникового эффекта, а значит, является важной частью климатической системы планеты. Во-вторых, океан является источником биологического ресурса, в первую очередь — ресурса продовольственного. В мире около трех миллиардов человек постоянно едят рыбу как традиционную компоненту рациона; более 1,1 миллиарда людей употребляют рыбу и рыбопродукты как основной источник животного протеина, а не менее 900 000 000 — постоянно имеют рыбу в рационе как единственный источник протеина. Среднее потребление рыбы и рыбопродуктов в год составляет около 19 кг на одного человека, и эта цифра постоянно растет. Океан становится источником продовольственного ресурса человечества. Сейчас около 50 % акваторий, доступных для промышленного использования, полностью освоенными, а до 25% — находятся за чертой истощения ресурсов. Разумно использовать ресурсы моря, воспроизводить их на необходимом уровне, сохранять уязвимую морскую экосистему — наша задача.

Отдельной задачей, актуальной для нас, является эпидемическая безопасность прибрежных зон. Например, известная вспышка холеры в Мариуполе в 2011 г. была вызвана именно проблемами нарушения экологического баланса акваторий, что привело к распространению возбудителя болезни. Именно поэтому мы должны уделять постоянное внимание вопросам экологической безопасности морской среды.

Наша страна — традиционно морская держава. Мы воспитываем большое количество исследователей в этой области, у нас функционируют всемирно известные Институт биологии Южных морей и Морской гидрофизический институт НАН Украины в Севастополе, Институт гидробиологии НАН Украины в Киеве. Мы поставляем на мировой рынок труда наибольшее количество моряков. Поэтому вопрос безопасности судоходства и, в частности, экологической безопасности при морских перевозках, должны быть в центре нашего внимания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать