450 тысяч свидетелей
Германия выплачивает долги остарбайтерам Украины…В один из холодных зимних дней 1942 года семью Демидовых, которая проживала в селе Дубровки на белорусской Витебщине, нацисты выгнали из дома и погнали в баню, где уже собрали всех односельчан. Там отделили старых крестьян и совсем малых от остальных и сожгли живьем. Это событие произошло прямо на глазах семилетнего Маркияна Демидова. С тех пор он уже никогда не чувствовал себя ребенком. Через несколько дней он с матерью оказался в концентрационном лагере смерти Саласпилс (Латвия). Там его, как и всех детей, которых привезли с родителями, разлучили — отдельно существовали бараки для взрослых, отдельно — для детей. Мальчика отдали какому-то Янису Вейде для «трудового использования», от которого Маркиян сбежал. Но, попав к другому помещику, Маркияну пришлось пасти 40 коров, 18 телят и до 100 овец. Это продолжалось до 1944 года, когда пришла Красная Армия и освободила его из неволи. Только тогда мальчик опять встретился со своей мамой…
Учитывая то, как издевались над детьми в других концентрационных лагерях Германии, Польши, Австрии, Маркияну Демидову еще сравнительно повезло. Ведь он не стоял по 14 часов около станка на заводе и у него время от времени не забирали кровь. Ныне о пережитых ужасах концлагеря в Украине могут рассказать более 450 тысяч свидетелей — это те, кто был принудительно направлен на невольнические роботы, или их родственники.
Каждое цивилизованное государство, осуждая преступления своих бывших режимов, обязано выплатить жертвам рабского и принудительного труда определенную финансовую компенсацию. Потому что, хотя уже никто не определит моральных и психологических потерь, которые понесли эти люди, значительно подорвано физическое здоровье бывших остарбайтеров. С 2001 года такие выплаты украинцам, работавшим во время Второй мировой войны на рейх, проводит немецкий федеральный фонд «Память, ответственность и будущее» и австрийский Фонд примирения, мира и сотрудничества. Кстати, кроме Украины, эти два фонда занимаются и остарбайтерами Молдовы, стран Закавказья, Средней Азии. В Украине средствами, выделенными для бывших остарбайтеров, распоряжается Украинский национальный фонд «Взаимопонимание и примирение» при Кабинете Министров Украины.
Кто эти 450 тысяч украинских граждан, которым немецкие предприниматели отчисляют немалые суммы? В первую очередь речь идет о тех, кто во время Второй мировой войны находился в немецких концлагерях смерти, гетто, работал на немецких предприятиях; а также это дети, которые также работали на Германию, дети, которые там родились, наследники пострадавших. Для каждой категории утверждена определенная сумма, а в целом эти выплаты имеют такие рамки: от 5 до 15 тысяч марок.
71-летняя Мария Губенко еще в 2002 году получила свои 4 тысячи 930 марок. В 1942 году ее, 16-летнюю, фашисты из Черкасщины вывезли на принудительные работы в Германию в один из городков Баварии. Три года она проработала на фабрике «Сименс» на военную промышленность. Говорит, что тогда она даже не знала, что конкретно изготавливает. Женщина рассказала, что работала там 12 часов в сутки, получала очень плохое питание. Другие умирали, не выдерживали (ведь за ослушание невольников отправляли в карцер, били)… На полученные средства она сделала ремонт в квартире, часть израсходовала на лечение. Кроме того, на средства федерального фонда «Память, ответственность и будущее» прошла курс лечения в санатории, посетила Германию.
Важно, что, кроме немецких выплат, граждане Украины, которые были принудительно привлечены на невольнические работы, имеют возможность бесплатно проводить нужную операцию. Как правило, речь идет об ортопедических операциях и операциях на глазах. На эти потребности федеральный фонд выделил более 1,5 миллиона евро.
Пока что федеральный фонд уже выплатил более 460 тысячам украинских граждан средства на сумму около 900 миллионов евро. Кроме того, 84 миллиона выплатил австрийский фонд. Председатель правления Всеукраинского фонда «Взаимопонимание и примирение» Игорь Лушников отмечает, что пока что не получили эти средства более 300 украинцев, и для этого у них еще есть время — до конца текущего года.
Но проблема выплат жертвам нацизма имеет и другую сторону. Пример тому — Надежда Слесарева. Ей не повезло дважды. В 1942 году ее вместе с такими же, как она, подростками немцы вывезли на принудительные работы в Германию. В городе Штеттин она два года строила тоннель- бомбоубежище. Однако это был ее второй концлагерь, ведь до начала Второй мировой она также натерпелась. В конце тридцатых годов ее отца расстреляли, а мать выслали в Сибирь на 10 лет. Маленькую Надю как ребенка «врагов народа» советская власть отдала в Днепропетровск — в специальную колонию для детей «врагов». И, к сожалению, Надежда Слесарева может поставить знак равенства между колонией для «детей врагов народа» в Днепропетровске и рабским трудом в Германии. Она до сих пор помнит адрес этой колонии, с болью вспоминает, как в той колонии детей держали за колючей проволокой, как дети ненавидели друг друга только за статус врага народа, вспоминает, как над детьми постоянно издевались — били, морили голодом, и утром дети могли кого-то не досчитаться…
Немецкая власть уже выплатила пани Надежде материальную компенсацию. Но вряд ли она, как и многие десятки тысяч таких, как она, дождутся компенсации от советского тоталитарного режима прошлого века...
Выпуск газеты №:
№219, (2006)Section
Общество