734 страницы о любви. К театру
В День Конституции, 28 июня, столичная опера завершает свой сезон гала-концертом
По словам автора, хотя писал он год, но в эту работу вложил весь свой жизненный опыт. Ведь первая книга Юрия Александровича о киевском балете вышла сорок лет назад, когда он был еще аспирантом Московского театрального института им. Луначарского. Однажды побывал на спектакле «Лесная песня» и его настолько потрясло мастерство исполнителей, что раз и на всю жизнь влюбился в киевский театр.
— Знаменитый поэт, академик Максим Рыльский несколько лет заведовал литературной частью киевской оперы. Его можно назвать моим «крестным отцом» в исследовательской театроведческой деятельности. Он обратил внимание на публикации мальчишки и пригласил его в Институт искусствоведения, фольклора и этнографии, который в ту пору возглавлял. Максим Тадеевич говорил, что нужно раскрыть великую историю киевского театра. И вся моя дальнейшая жизнь, так или иначе, связана с Национальной оперой Украины.
Нынешняя книга — результат огромного труда, работы в различных архивах не только Киева, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Львова, Праги. Монография получилась большой, но значительная часть материалов все же не вошла в нее. Одна из важнейших тем — на конкретных фактах показать, что еще в середине XIX века Киев уже был одним из крупнейших культурных центров. Счастьем для себя считали здесь выступать самые именитые гастролеры: певцы, танцоры, дирижеры. Хор Киевской оперы не уступал, а во многом превосходил коллективы Большого и Мариинских театров и даже Ла Скала и Гранд-Опера.
Монографию Юрия Станишевского можно поставить в один ряд с трудом о Киевском театре оперы и балета Михаила Стефановича, изданном в конце 60-х, по которому, до последнего времени, изучали историю театроведы. В новой книге масса материалов о современности. Возможно, какие-то оценки вызовут дискуссию. Но по словам автора, он выстрадал свой труд, в нем есть и критический анализ, но это не наскоки, а мнение небезразличного человека. История театра драматична. Как только он поднимался, утверждался, как яркое национальное явление — его сразу начинали бить. Например, постановка лысеноковской оперы «Тарас Бульба» в 1937 году. Оркестровку сделал Борис Лятошинский, редактировал Лев Ревуцкий, режиссер — Иосиф Лапицкий, декорации были созданы Анатолием Петрицким, танцы поставил Павел Вирский, главные партии исполняли — Михаил Донец (Тарас), Мария Литвиненко-Вольгемут (Настя) — это был взлет украинской культуры! И как гром средь ясного неба — разгромная статья в газете «Правда» под названием «Антинародная опера». Или чего стоили «оргвыводы» после триумфальных гастролей 1951 года и печально известное постановление ЦК КПСС об опере «Богдан Хмельницкий» Константина Данькевича, которое фактически перечеркнуло всю работу театра.
Как считает дирижер Иван Гамкало, издание книги по объему информации, прекрасной полиграфии — большое событие.
— Наш театр является первым в государстве не только по статусу, — авторитетно заявляет Иван Дмитриевич. — Еще до революции киевская опера высоко держала планку мастерства. Были собраны лучшие творческие силы со всей страны. А с другой стороны, театр был донором для Большого и Марииских театров. Наши солисты с блеском выступали и за рубежом. На нашей сцене свои произведения доверяли ставить Лысенко, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов и другие знаменитые композиторы. В монографии приводятся интересные данные о 20- х годах, о работе театра в период гитлеровской оккупации. Ведь не всем артистам удалось эвакуироваться. Так знаменитый бас Борис Гмыря и хормейстер Николай Тараканов жили и работали в Киеве. Кстати, последний фактически стал художественным руководителем оперы в тот период. Спектакли ставились на украинском — для местного населения и немецком языке — для оккупационных войск. Об этом факте опубликовано впервые.
Разрушать мы умеем, а вот строим медленно, считает маэстро. Государство совершенно прекратило финансировать новые постановки и дирекция вынуждена искать спонсоров. Порой ими становятся случайные люди и тогда снижается уровень спектаклей. Финансовые тиски влияют и на гастрольные маршруты театра. Они стали коммерческими. Чтобы заработать «копейку» приходится соглашаться выступать иногда не на престижных площадках. Получается — кто платит, тот и заказывает музыку, используя украинских артистов и музыкантов по собственному разумению.
Два года назад, во время гастролей Львовского оперного театра в Киеве, по случаю их столетнего юбилея, директор Тадей Эдер предлагал объединить усилия всех оперных коллективов Украины. Устраивать премьерные показы новых постановок, обмениваться декорациями, костюмами, солистами — ведь проблемы у театров сходные. Идею горячо поддержали, но дальше слов дело не сдвинулось.
Презентация монографии, которая состоялась на этой неделе в театре, стала своеобразным толчком для размышлений не только о прошлом, но и будущем оперы и балета. Тираж книги — три тысячи экземпляров. Ее удалось издать благодаря Национальной программе социально значимых изданий Государственного комитета информатики, телевидения и радиовещания Украины. Но государство из своих закромов смогло выделить 100 тысяч гривен, а весь процесс обошелся в 395 тысяч, поэтому, по словам генерального директора Национальной оперы Петра Чуприны, пришлось коллективу самому поднатужиться и спонсоров привлечь. В частности, помогла компания «Оболонь». Себестоимость одно экземпляра — 131 гривна. С продажной ценой не определились и пока называют суммы от 200 до 250 гривен. Дорого, а что делать? Тираж маленький, а интерес — огромный. Книга уже получила диплом на Международном конкурсе «Лучшее издание нового времени». Нынче ставится вопрос о переиздании монографии на английском языке и она будет еще дороже (более 100 долларов). На презентации книги было высказано предложение о создании компакт-диска, что значительно расширило бы читательскую аудиторию монографии.
Выпуск газеты №:
№114, (2002)Section
Общество