Перейти к основному содержанию

Африканское село в... Украине

02 марта, 00:00

— Она, — говорит, — привносит в население хаос, руководителей считают «блатными», хотя комиссия состоит из уважаемых в селе десяти человек... Но угодить всем невозможно. Тем более характерниками-ораторами выступают самые крикливые, те, кто меньше всех пострадал.

В то время на чердаке Колочавской школы лицом вниз лежал Ленин. Никто не украл. Не бронза ведь — гипс. Летом сюда накатывают волнами люди несвойственных смугловатых национальностей с определенной целью: все мужчины — на заработках в далеких далях, а женщины пышны и уступчивы. Увы, заметил кто-то, какая же тут социальная справедливость, что колочавцы зарабатывают где-то денежки, а иванофранковцы, черновчане, кировоградцы ликвидируют беды?..

Но где же та логика в Украине? Для колочавцев это риторический вопрос... Был, например, здесь с послевоенного времени шумный еврейский приселок Негровец.

— Только одна еврейка и осталась, — говорит Ю.Ледней, — потому что человек с Межгорщины и уперся, что Колочаву не покинет, будет и дальше пить чистую воду и есть дикое сало.

— Пестроту пристрастий отражает и вывеска «Гостинно просимо» перед Колочавой, украшенная и звездой, и трезубом. Чтобы никому не было обидно — четыре церкви православных и греко-католических конфессий.

Приселок Горб — две с половиной тысячи домов — был отрезан от внешнего мира. Строители из Стрыя построили новый мост. Государство купило дом многодетной семье Михаила Кушнира, но нужно еще семи семьям и немедленно.

Как чайка-горемыка билась у ног председателя Межгорской госадминистрации Василия Дерича седая женщина. «Она из тех?» — спрашиваю. Оказалось, что нет. Стихия унесла забор, а супервилла красуется на всю Колочаву, у сына-бизнесмена есть два магазина, два грузовика, две легковушки, а мать посылает бросаться начальнику в ноги: «Дайте!». Бизнес или низость? Одно очевидно, что брать за горло, заботиться больше о гуманитарной помощи, чем о ликвидации последствий паводков и лавин — не на пользу Украине.

«Министр Колочавы» Юрий Ледней гордится, что перед войной жил здесь чешский писатель Иван Ольбрахт, назвавший Закарпатье «Африкой в центре Европы». Бананы от этого тут не уродили, однако местные опришки, о которых любил писать Ольбрахт, остались. Правда не грабят, только ориентиры дают побратимам из других селений.

У стариков еще осталось патриархальное, что женщина — рабыня и должна работать тяжелее, чем мужчина. За десяток километров на веревках тянут по снегу из более раскидистых лесов для хозяйства колоды. Явно супруги пожилого возраста. Женщина — толстенное бревно волочит, а мужчина позади — потоньше, с ухмылкой довольной.

...Ко мне, как корреспонденту «Дня», что польстило, обратились супруги Иван и Елена Маркусь с тремя детьми. Они верят, что на выборах победит Евгений Марчук. Рассказали о своем. В ночь с 4 на 5 ноября на дом поехала гора, а впереди плескалась мутная река. Начали кричать свиньи в разрушенном хлеву, как гуси в Риме. Это их и спасло. Дети до сих пор пребывают под сильным впечатлением от того полного разрушения. Семья в первой категории пострадавших, но пока что мучается в приютившем их чужом, до предела населенном доме.

...Колочава завалена двухметровым снегом. Африканцы в центре Европы или снежные люди? Трудно сказать. Главное, чтобы счастье не покидало их. К сожалению, на одном гуманитарном эшелоне его не привезешь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать