Альтернатива агрессии
Большинство военных и гражданских против любого насилия, но треть считает приемлемым психологическое давление — опрос![](/sites/default/files/main/articles/25012017/11foto.jpg)
При поддержке Посольства Великобритании в Украине в рамках программы «Преодоление социальных последствий конфликта на Донбассе и незаконной аннексии Крыма с помощью государственных структур в Украине и гражданского общества» канадская общественная организация Stabilization Support Services провела исследование отношения гражданского населения и военных к насилию. Выяснилось, что представители двух групп в целом одинаково осуждают насилие: 76% считают, что война и тяжелый опыт не могут оправдывать любое насилие. Исследование опровергло мнение, что военные более агрессивны.
«Один из вопросов, которым мы интересовались, — насколько военные склонны проявлять в конфликте больше агрессии. Мы предложили и военным, и гражданским выбрать наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликте. Они выбирали одинаково — и военные, и гражданские. За соблюдение мирных правил жизни выступает 69%, выбирают стратегию при конфликте отойти в сторону 34%, обратиться в полицию — 34%. Будут спорить и доказывать свою правоту только 8%. Мы заметили, что военные чаще, чем гражданские выбирают стратегию обратиться в полицию. Вывод можно сделать такой, что у населения не слишком высокое доверие к полиции — доверяют около трети. Но нас, как социальных психологов, настораживает то, что в мирных стратегиях, которые выбирают и военные, и гражданские, преобладают стратегии избегания контакта: отойти, не говорить. Это означает отсутствие диалога и точек для понимания. И насилия нет, и понимания», — объясняет член исследовательской группы проекта, психолог Ольга КУХАРУК.
Исследование показало, что 85% опрошенных считают, что насилие является неприемлемым в любой форме. Но при этом треть воспринимает психологическое насилие (давление, пренебрежение, обиды) действенным методом влияния. В зоне АТО этот показатель достигает почти 40%. Это очень плохой маркер, потому что, по словам экспертов, от вербального насилия до физического — один шаг.
«Сегодня вопросу предупреждения конфликта внимание уделяется только в узких сферах. Например, мы работаем над вопросом предупреждения сексуального насилия. Но мы не можем говорить о нем только в зоне АТО. Много разного насилия есть в обществах, которых, в принципе, конфликт не коснулся. Наша «горячая линия» с начала года приняла 1,5 тысячи звонков от внутренне перемещенных лиц, от жителей зоны АТО, от военных, демобилизованных, от людей из неподконтрольной территории. Острейшие проблемы в зоне АТО и у военных — посттравматический синдром и домашнее насилие. Демобилизованные говорят и о случаях насилия относительно них вне семьи на мирной территории. Часть гражданских, которые видят человека в форме, воспринимает его негативно — ждут какой-то угрозы. К сожалению, в настоящее время в государстве нет качественной программы реабилитации и реинтеграции военных, а она крайне необходима. Поскольку мы можем говорить о нарастающей тенденции увеличения насилия, в частности, и в семьях военных. Эти люди нуждаются в помощи», — считает представительница общественной организации «Ла Страда — Украина» Екатерина БОРОЗДИНА.
Также исследование показало, что есть много стереотипов относительно насилия, в частности, гендерных. «Мы заметили, что когда идет речь о конфликтах в семье, сексуальных отношениях, люди отвечают в социально желаемом ключе — чтобы их ответы были одобрены окружением, — отмечает участница исследовательской группы проекта, психолог Ольга ОВЧАР. — В этом исследовании этот эффект, скорее всего, сработал, потому что хорошо видно некоторые противоречия в ответах. Да, большинство против любого насилия, но треть — за использование психологического насилия. Каждый четвертый-пятый опрошенный считает, что когда мужчина хочет половых отношений, то женщина должна покориться. Так считают и мужчины, и женщины, и военные, и гражданские. Еще один стереотип относительно женщин — что женщина склонна к агрессии, когда переутомлена. Половина опрошенных соглашается с этим, но это неправда. Относительно агрессивного мужчины общество менее толерантно, чем к агрессии со стороны женщины. Также мы видим явление стигматизации военных гражданскими: 71% гражданских считают, что большинство военных — с психологическими проблемами. Среди военных такое мнение преобладает — 53%. Каждый шестой считает, что женщина сама виновата в изнасиловании, 14% — что женщина не должна жаловаться, если ее бьют. Много стереотипов и относительно мужчин: треть считает, что если мужчину побили, то он сам виноват, потому что не смог себя защитить. Если его изнасиловали, то 50% уверены, что он должен это скрывать».
По словам руководителя проекта, кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины Галины ЦЫГАНЕНКО, цель исследования — оценить реальное положение дел, привлечь внимание общества к теме и предложить альтернативу насилию: конкретные шаги для становления понимания в обществах и семьях. Идет речь об образовательных мероприятиях, тренингах ненасильственного общения и такие, которые направлены на формирование умного потребления информации (свыше 80% жалуются, что перегружены информацией о войне и насилии), профессиональной психологической помощи.
Выпуск газеты №:
№11, (2017)Section
Общество