Анастасия ПРИХОДЬКО: «Главный враг – сомнение в своих силах»
Известная певица рассказала «Дню» о волонтерстве, благотворительном туре в США и награде от Филарета![](/sites/default/files/main/articles/29052015/pryhodko1.jpg)
С Настей Приходько – украинской певицей – мы познакомились этой зимой, когда мне довелось с ней и командой тура «Підтримаємо своїх» вернуться на несколько дней к себе в родной Донбасс и Слобожанщину. Настя работала. Работала не за деньги, а просто отдавая себя конкретному призыву – вдохновить солдат. Зимой мне этот тур напоминал кадры из одного старого фильма, где артисты в зиму со скрипками и гармошками под обстрелами пели и играли для солдат на передовой в окопах под блиндажами. Только фильм намекал на выдумку, а здесь – всё в реальности, как есть. Война, которую мы не ждали и которая казалась героизированным историческим событием из учебников, вдруг встала перед нами в полный рост. И вот они – солдаты, которые вчера мечтали о карьерах в ведущих компаниях и своём бизнесе, о любви и своих детях - сегодня прислонились щекой к мёрзлой земле окопа... Как их вдохновить? Как поддержать их? Как насытить уверенностью, что, несмотря на все интриги хамелеонных предателей, они совершают не просто героические поступки, но и что именно на них сейчас держится нация и страна?
Для этого мало песен и формальных бесед. Для этого нужна искренность, позиция, поступок. В марте этого года Анастасия Приходько взяла участие в туре «Songs of peace» – «Песни ради мира», который охватил десять городов США и организацией которого занимались представители украинской диаспоры, а также благотворительные организации при них. Тур исключительно благотворительный. Все вырученные от него деньги певица отдала Украине. В рамках тура прошли встречи с волонтёрами в США, которые помогают Украине. В частности Настя встретилась с преподавателями Украинского института при Гарвардском университете. Кроме того, певица проводила регулярные встречи в формате бесед об Украине и наших проблемах со зрителями. Результат? Было собрано около 50 тысяч долларов, куплены и укомплектованы аптечки, одежда и обувь для солдат, медицинское оборудование. Так же обеспечена реабилитация солдат, пострадавших в АТО. Часть средств была передана организации, которая занимается детьми переселенцев. Оказана помощь программе по обучению украинских врачей лечению посттравматического синдрома у военных – врачи из Медицинской школы Гарварда основали программу подобных тренингов, которые обучают наших лекарей. Так же часть средств была направлена на съёмку патриотического фильма «Справжня Русь» – повесть про то, как золотоордынский улус Московия назвался державой Киевской.
По приезду для Насти случился неожиданный сюрприз. 29 апреля Святейших Патриарх УПК КП Филарет вручил ей медаль «За жертвенность и любовь к Украине», которую сама певица считает главной в своей жизни.
«ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОТДАВАТЬ. ЗА ТО, ЧТО ОН ЖИВ, ЗДОРОВ. ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ, НУЖНО ПОМОГАТЬ ДРУГИМ»
— Настя, естественный вопрос – у тебя была карьера в России, приобретённая слава, доходы и вдруг ты бросаешь страну, которая извечно притягивает к себе артистов, и в войну занимаешься помощью беженцам и украинским солдатам. А совсем недавно ты провела благотворительный тур по Америке. Мотив?
— Совершенно верно – началась война. А точнее всё началось ещё с Революции достоинства. Тут уже не до пересчёта грошей. Такова моя семья, таково моё воспитание, таковы мои убеждения. Мир для меня не нов. За 8 лет я объездила 20 стран мира и поэтому многие меня знают. Мотив – как помочь стране? Я не хвастаюсь, но всё-таки у меня есть некая популярность. Люди, которые предложили мне этот тур, решили воспользоваться возможностю собрать единомышленников. Я знаю, что такое, когда нет пути назад. Свой выбор я сделала определённо, и сделала его ещё когда при власти был Янукович, когда это для кого-то казалось безумием. Тогда я вышла на сцену Майдана и, как говорится, либо пан, либо пропал. Что было бы дальше – неизвестно, но по справедливости и по правде я поступила правильно. Потому что по-другому быть не могло и всегда нужно выбирать добро, как бы это пафосно не звучало. В человеке должны быть ориентиры, опора, база. Я думаю, что именно правда стала стимулом к объединению людей. Тогда – во время Майдана – это был серьёзный шаг, и я могла остаться без ничего.
Безусловно, много людей меня поддерживает. Диаспора в США, в Испании, много людей пишут из Израиля. Мне это приятно. Это вдохновляет. Я в своих поступках честна. Я веду себя так, как считаю нужным. Думаю, что это и было главной причиной того, почему меня пригласили в тур для сбора средств пострадавшим от войны. Человек должен отдавать. За то, что он жив, здоров. Если у тебя есть возможность, нужно помогать другим.
«Я ПРОСТО РАССКАЗЫВАЛА ТО, ЧТО ВИДЕЛА СВОИМИ ГЛАЗАМИ, ЧТО МНЕ РАССКАЗЫВАЛИ СОЛДАТЫ И ЖИТЕЛИ ОСВОБОЖДЁННЫХ ГОРОДОВ»
— Ты не просто выступала в США. Ты беседовала, встречалась. Ситуация в Украине изнутри и извне воспринимается по-разному. Как они смотрят на войну у нас? У них есть понимание, что это агрессия России, а не выдуманный внутренний конфликт.
— Безусловно, есть. Кто видит, разбирается, мыслит, те это прекрасно понимают. Для меня было удивительным то, что Америка нас поддерживает. Мы находимся достаточно далеко друг от друга, чтобы переживать за нас, интересоваться нашими проблемами. Но то, что происходит у нас в стране, всколыхнуло половину мира. Наша диаспора в США очень многое для этого делает. Они очень сосредоточены на наших проблемах и здорово помогают. Многие из них стали волонтёрами. И это касается не только США, но и Европы. Помогают серьёзно – начиная от помощи бойцам до переселенцев и семей пропавших без вести. В США я заметила, что на моих концертах присутствовали не только украинцы из диаспоры, но и коренные американцы. Жаль только, что такое единение усилий омрачено войной и трагедиями.
Скажу честно, мне было тяжело проводить концерты там, потому что я в этом плане ребёнок. Война для меня впервые - я многое ещё не переварила, не научилась, многое мне ещё предстоит понять. Про войну я слышала лишь со слов деда и бабушки. Но передать это зрителю, слушателю, стать транслятором этой катастрофы, этой боли очень было сложно. Я ведь много раз была в зоне АТО - в Лисичанске, Северодонецке, Сватово, Мариуполе других городах. Но выбрать главные ноты, определить основные акценты было сложно. Тем более, что я не считаю себя великим вещателем, который может как-то по-особенному донести проблему. И это меня пугало. Что я могу им рассказать такого, чтобы достучаться до них, чтобы они услышали? Шоу-бизнес, девочка – это воспринимается поверхностно. Но потом я поняла, что искренность действительно открывает сердца и души. Я не углублялась в политику, а просто рассказывала то, что видела своими глазами, то, что мне рассказывали солдаты, жители освобождённых от оккупанта городов, передавала их мысли и реакции.
«ЧТО ДЕЛАТЬ С ДЕТЬМИ, КОТОРЫХ ВЫКИНУЛА ИЗ СВОИХ ДОМОВ ВОЙНА, МНОГИЕ ИЗ КОТОРЫХ ОСТАЛИСЬ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ, БЕЗ ОПЕКИ?»
— С кем именно ты встречалась в США?
— Ну, например, в Чикаго мы встречались с рядом меценатов. Им лет по 60-70 и, конечно, я не совсем уютно себя чувствовала в силу разительной разницы в возрасте. Накрыли ужин, двадцать человек, закрытый кабинет. И тебе говорят: рассказывайте. Сначала не знаешь, с чего начать. С Януковича и Революции Достоинства? С жертв на Майдане? С аннексии Крыма? С агрессии Путина на Донбассе? С госпиталей, в которых я была и видела глаза покалеченных солдат? С солдат, которым я пела и которые ещё не знали, что через пару часов их заберут на передовую и не все из них затем вернутся? Говорили полтора часа о многом, но всё же я акцентировала внимание на детях, которые остались без крыши над головой. Во мне говорила мать. Я знаю, что есть наши бойцы, которые нуждаются во многих вещах - от термобелья до тепловизиров, - а наши волонтёры полностью на этом сосредоточены и делают неимоверное. Но что делать с детьми, которых выкинула из своих домов война, многие из которых остались без родителей, без опеки? Это большая ответственность. Невозможно отработать это как обычный концерт и уехать. Это миссия. Даже тот же уникальный скальпель, который купили за вырученные деньги, это очень важно – это спасённые жизни. Деньгами, конечно же, распоряжалась не я, но видела все отчёты: куда были направлены эти средства.
«КОГДА ТРОНУЛИ НАШЕ – МЫ И ПРОЯВИЛИ СВОЙ ДУХ»
— Как благотворительные туры воспринимаются здесь, среди украинцев? Ведь для многих война стала поводом лишний раз заявить о себе, попиариться. В России вообще из войны в Украине сделали сплошной карнавал звёзд разной величины, которые всячески стараются напомнить о себе вызывающими высказываниями на этот счёт…
— Куда ж без недоброжелателей. Но я-то тоже взрослею, и давно научилась не обращать внимания на лай – иначе не назвать те порции яда, которым брызжут люди в интернете без имени и лика. В России война превращена в масштабное телешоу, которое смотрят как телесериал в реальном времени. Можешь включить телевизор и получить дозу адреналина – поплакать и позлиться, а хочешь – езжай наёмником на Донбасс, поучаствуй лично. Дошло до того, что некоторые артисты начали ездить на Донбасс как на сафари – мерзко, подло и они даже не понимают насколько унизительно.
— Кстати с зимы «кремлеботов» у тебя на страницах уменьшилось? С чем это связано?
— Намного уменьшилось. Сейчас относительное перемирие на войне и, соответственно, тем для обсуждения поубавилось. Но, тем не менее, агрессия сохраняется, ибо без неё россиянам, вероятно, живётся некомфортно. Это лоскутное одеяло без внешнего «врага», внешнего раздражителя начинает рваться, пожирая само себя. Поэтому им нужен другой фокус внимания, чтобы не взорваться изнутри. А нам действительно нужна помощь. И желательно, чтобы США сделало всё возможное, чтобы нам помочь.
— Например?
— Оружие. Я буду говорить прямо. Безусловно, мы нуждаемся в вооружении. Мы же видим, как вооружена Россия и каким «добром» она насытила Донбасс. Так называемая «гуманитарная помощь» из танков, «гвоздик», «смерчей», «буратин» и прочего вооружения, не говоря уже о горах автоматов. Донбасс сейчас – плацдарм для наступления, которое может произойти в любой момент, и напряжение по всей линии фронта сохраняется. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы не заметить не только скопления огромного количества российского вооружения на востоке Украины, но и наблюдать за постоянными обстрелами наших позиций, постоянными провокациями и расшатыванием ситуации.
Да, в России армия насчитывает порядка миллиона триста тысяч человек. Милитаризированная агрессивная страна, жаждущая доминирования в мире. Но и нас 42 миллиона, и воюют у нас от мала до велика. Воюют не только с оружием в руках, но и деньгами, талантами, работой – от тыла до фронта. Уверена, что если Россия вздумает продвигаться дальше, то встанут все. Не забываем, что на Майдане были даже тринадцатилетние дети. Революция показала потенциал нашего патриотизма, который до этого просто не был так ярко выражен. Мы мирная нация и не выпячивали его. Но, когда тронули наше – тут мы и проявили свой дух.
«ВЫШЕ ТОЙ НАГРАДЫ, КОТОРУЮ МНЕ ВРУЧИЛ ФИЛАРЕТ, У МЕНЯ НЕ БУДЕТ»
— Тебе в конце апреля Филарет вручил награду. Это знаковое событие в твоей жизни. Сам Филарет – личность очень сильная, и его роль в становлении Киевского Патриархата необыкновенна. Какое твоё отношение к теме Киевского и Московского Патриархатов?
— Выскажусь, может быть, и резко, но меня очень нервирует то, что Россия вечно лезет к нам и суёт везде свой нос. Есть у нас Украина, есть Киев – столица Украины, и есть Киевский Патриархат.
Когда-то беременной я пришла в батюшке Московского Патриархата на исповедь в Киево-Печерскую Лавру. На исповеди я была впервые. И вот этот батюшка мне сказал, что когда я рожу, то из меня выйдут все бесы. Честно – я испугалась. Что он подразумевал под этой фразой, я понять не могу, но очень чётко запомнила его, мягко говоря, странные и ужасные слова. Кстати и я, и моя дочь Нана крещены в Киевском Патриархате во Владимирском Соборе именно потому, что меня очень напугало такое поведение представителя Московского Патриархата.
Я уверена, что выше той награды, которую мне вручил Филарет, уже у меня не будет. Это самое дорогое, самое ценное. Это награда от Бога. Моё желание помогать и искренность в душе ещё более укрепились. У меня была уже трогательная история в 2007-м году, когда я в России приехала в онкологический центр к больным деткам. Там был мальчик 14-ти лет. Он был болен раком в тяжёлой стадии. Я села к нему и начала с ним разговаривать. Со мной ничего не было, чтобы ему подарить. И только на руках были часы. Мальчик мне сказал, что очень мечтает петь. Обязательно будешь петь – ответила я ему. Мы с ним пели песни, я сняла часы и подарила ему. Потом мне позвонили через некоторое время с «Алина-центра», который занимается опекой больных раком детей. Они захотели провести церемонию и вручить мне часы. Почему? С чего бы? Оказывается мальчик, которому я тогда подарила часы, выздоровел. На Новый год он мне позвонил и поздравил с праздником. Всё должно идти от души. Скажу прямо – не нужно бояться быть прямолинейным и искренним. Не нужно ничего бояться потерять. С собой мы ничего не заберём, но очень важно, как ты проживёшь эту жизнь. Это ключ к использованию своих ресурсов во благо. Ведь у нас богатейшая страна, нам нужно только избавиться от ряда своих пороков, которые подтачивают нас изнутри. Конечно, Россия в этом не заинтересована. Но и нам нужно не забывать, что кроме внешних врагов, у нас есть враги внутренние, которые делают нас слабее, уязвимее. И главный враг – сомнение в своих силах.
Автор
Валентин ТорбаSection
Общество