Перейти к основному содержанию

Антитело

31 мая, 00:00

Ели говорить о фильме, то здесь, конечно, необходимо постоянно держать в голове контекст, несколько более широкий, нежели взгляды и привычки Шапиро и его единомышленников. Замечу, что зрители, далекие от этого круга, довольно скоро ушли, не вынеся частого рваного монтажа, перегруженной шумами и спецэффектами звуковой дорожки и планомерного разрушения сюжета как понятия. Но это, опять же, качества фильма, а нужно говорить про качества контекста.

Но сначала, все-таки, несколько слов о фильме.

Наркодилер Барокко (Артем Алексин) — популярная фигура. К нему за всевозможными стимуляторами обращаются все, от уголовников до богемы. В синагоге от странноватого раввина Барокко получает совершенно особый препарат, могущий перенести его чуть ли не прямиком в рай. В своем путешествии сквозь «двери восприятия» герой пренебрегает земными обязательствами перед довольно опасной клиентурой и в конце концов гибнет. По поводу сюжета — собственно, все. Сам фильм складывается из разрозненных эпизодов, так или иначе связанных с ожиданием Барокко и его деятельностью. Разномастные клиенты бездельничают, болтают ни о чем, философствуют или слоняются по городу, надеясь на свою порцию «барочного» удовольствия.

Свой первый опыт визуальной работы Шапиро получил в клипмейкерской группе «Кинофабрика» и использует эти умения максимально. Мелко нарезанное изображение в прыгающем ритме сопровождает саунд-трек, весьма похожий на упражнения ди- джея, который не поскупился на нужные для музыкальной деятельности вещества. Вначале это тешит глаз, потом начинает утомлять. Лишним представляется обширный пролог в исполнении самого режиссера, рефлексирующего на тему несмонтированного изображения. Про актерские работы тоже трудно говорить, поскольку к ним надо пробираться сквозь всю эту аудиовизуальную чащобу.

Определенные находки в «Цикуте», конечно, есть, ведь Шапиро — в те моменты, когда усмиряет поток собственных амбиций, проявляет себя как способный режиссер. Монтаж у него действительно интересный, местами просто феерический. Есть хорошие ракурсы (оператор — Павел Алексиенко). Смачно, со знанием дела построены все моменты употребления допингов. Запоминаются остроумные эпизоды с бандитствующими наркоманами, один из которых никак не может понять, где находится; с ассенизаторами (один из них — в острохарактерном исполнении Владимира Горянского), на досуге покуривающими косячок, да и финал фильма благодаря эмоционально точной музыке и закадровому тексту наполнен неожиданным и волнующим драматизмом.

Однако инъекция «Цикуты» ценна не этими, случайными либо проработанными удачами. Фильм Шапиро важен, повторюсь, благодаря контексту. Ведь кинематограф, как и любой иной вид искусства, — это живой организм. И как организм имеет иммунную защиту, вырабатывая антитела на всякие хвори, то есть на определенные ситуации, даже — на ситуацию собственной смерти. Современный украинский кинематограф сегодня болен консерватизмом и бездарностью старших, боязливостью и конформизмом молодых; перечислять иные болячки нет ни малейшего желания. «Цикута» и является антителом на все эти унаследованные инфекции. На заскорузлое целомудрие Шапиро и компания отвечают нецензурной лексикой, на обрыдлый лицемерный моралитет — океаном наркоты, на мечтательно-«поэтические» ландшафты — ЭмТиВи-шным монтажом; на давно полумертвый, но всеохватный профессионализм имени Карпенко-Карого — подчеркнутым дилетантизмом.

Можно сказать, что, наконец-то появился первый украинский альтернативный фильм, но лучше так: антитело — признак выздоровления.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать