Перейти к основному содержанию

Апгрейд для учителя

В каких наставниках нуждается Новая украинская школа
20 апреля, 10:48
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В 2017 году ученики 200 первых классов по всей Украине стали учиться по стандартам Новой украинской школы (НУШ). Первыми в стране. А уже в сентябре 2018-го новый стандарт начального образования придет во все школы.

«В первый раз мы обращаем внимание на начальную школу, которой никто никогда не занимался, — акцентирует министр образования и науки Лилия ГРИНЕВИЧ. —  У нас может быть прекрасное обновленное содержание образования, улучшенная образовательная среда, но если учителя не начнут работать с теми методиками, которые уже сегодня используют независимо от реформы их прогрессивные и инициативные коллеги, мы не изменим систему».

«День» вместе с экспертами рассуждает, какими должны быть «новые» педагоги и что может мотивировать «старых» к трансформации.

ВЕРШИТЕЛИ СУДЕБ

Не все осознают, на сколько детских судеб влияет в течении своей карьеры один педагог. Например, учительница математики может привить умение решать сложные задачи и получать от этого удовольствие. А учитель биологии своей категоричностью и авторитарностью может пробудить в ребенке ненависть к природе в целом.

Надо признать, что украинская педагогика в целом авторитарна. Детей скорее научат тому, что есть только один правильный ответ, чем тому, что каждое услышанное утверждение следует критически осмысливать. Дети теряют уверенность в себе и потом всю жизнь боятся сделать что-то не так. Учителя не говорят им, что ошибка — это не провал, а путь к учебе, потому что им самим в детстве этого не объяснили. Поэтому педагоги «старой закалки» придерживаются проверенных методик, слишком осторожно относясь к новому. Ситуация усложняется «культом диплома» в Украине. Это значит, что педагогические вузы часто являются запасным вариантом, туда поступают ради получения степени бакалавра или магистра, а не ради «путевки» в профессию.

Не удивительно, что тотальное недоверие общества распространяется и на школу. Лилия Гриневич утверждает, что, по последним опросам, 68% детей сталкивались с травлей в школе и только 4% отважились рассказать об этом учителю. Такое же отношение прослеживается и со стороны родителей. Министр отмечает: время восстанавливать мосты доверия к учителям. В каждой школе есть условно «хорошие» и «плохие» педагоги, а изменения идут постепенно и тяжело.

Лилия ГРИНЕВИЧ: Уважение к учителю должно проявляться через СМИ и в том, что говорят дома. Если родители относятся к учителю без уважения, при ребенке говорят о нем в пренебрежительном тоне, то у него формируется искаженное отношение к педагогу, — продолжает министр. — Учителя, в свою очередь, обсуждают ребенка с родителями преимущественно в карательном тоне, акцентируя внимание на ошибках. Мы должны научиться давать ребенку поддерживающую и мотивирующую, а не унижающую оценку. Это совсем другая философия, которую еще нужно вложить в головы педагогов. Если мы ее примем, то не будем детей подавлять, отбивать охоту к учебе и будем идти в ногу со временем

По словам Лилии Гриневич, министерство сейчас разрабатывает профессиональный профиль учителя, где наконец сформулирует все требования к наставникам маленьких украинцев. Уже можно выделить несколько ключевых. Во-первых, учитель должен понимать возрастные особенности поколения, которое садится за парты, и общественный контекст, в котором ребенок живет сегодня и в котором будет жить через десяток-другой лет. Во-вторых, педагог тоже должен учиться в течение всей жизни и овладевать всеми навыками, необходимыми его ученикам для успеха. И главное, по мнению министра, — учитель должен любить свою профессию, ведь его профессиональное выгорание может сильно навредить воспитанникам.

УЧИТЕЛЬСКИЙ «ОСКАР» 

Лилия Гриневич убеждена: такие высокие требования должны компенсироваться адекватной оплатой учительского труда. Особенно важно это для мужчин, которых сегодня в педагогических коллективах — меньшинство. Слишком большая разница между зарплатой молодого учителя, который только пришел в школу, и зрелого специалиста. Конечно, разница в некоторой степени оправдана. Но легкая на подъем молодежь без денежной мотивации долго в школе не задержится, даже если имеет желание менять ее к лучшему. Министр обещает проработать этот вопрос в течение следующих двух лет, поскольку он является одним из ключевых для поднятия престижа профессии.

Еще один способ мотивировать учителей к развитию и активности — профессиональные конкурсы и награды. Наталия ГЛАДКИХ, тифлопедагог, финалистка Global Teacher Prize Ukraine  2017 года, рассуждает: «Премии для учителей — мотивация идти дальше, учиться чему-то новому, а не просто прийти и передать какие-то знания ребенку. Только когда мы покажем все грани развития и откроем ребенку наш мир, он сможет самостоятельно выбрать, что ему нравится». Знакомство с активными коллегами вдохновило учительницу на создание серии уроков об инклюзивном обществе. «Соперники» Наталии по премии с радостью использовали ее разработки в своих школах.

Цель и подходы Global Teacher Prize Ukraine отличаются от тех, которые есть на другом известном конкурсе — «Учитель года». Говорит Зоя ЛИТВИН, глава общественного союза «Освитория» и организатор Global Teacher Prize Ukraine: «Цель нашей премии — показать яркую сторону учительской профессии, проактивных педагогов, на которых хочется ориентироваться и которыми можно гордиться». Здесь меньше академических требований вроде открытых уроков и кип бумаг. У «Учителя года» больше бюрократии и меньше поддержки, нет денежных премий и ярких церемоний награждения с красной дорожкой. Максимум, на что может рассчитывать победитель, — статус «Заслуженный учитель Украины». Судьбы выпускников и мнение учеников не имеют такого значения, как в Global Teacher Prize Ukraine.

Лилия Гриневич заверяет, что несмотря ни на что «Учитель года» прогрессирует, становится прозрачнее. Возможно, в последующие годы даже удастся найти средства на денежную поддержку победителей. Министр убеждена, что конкурсов для педагогов как стимулов для развития должно быть больше. «Если мы будем показывать много позитивных примеров наших учителей, если правительство будет поднимать учителям зарплату и таким образом поддержит их социальный статус и приведет в профессию лучших — у нас есть все перспективы создать очень интересную новую школу, — добавляет Лилия Гриневич. — Поверьте, за этим опытом еще будут приезжать из-за границы».

УВАЖЕНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ

Не менее важной мотивацией для всех участников образовательного процесса должно стать уважение и гармония, которые будут господствовать в треугольнике «педагог — ребенок -родители».

«Учитель должен работать с любовью — только тогда ребенок поймет, какая ты личность. Так же нужно взаимодействовать и с родителями, — считает Наталия Гладких. — Родители и дети, с которыми я работаю, видят во мне не просто учителя, а личность, которая тоже может иногда ошибаться, или что-то изменить к лучшему, или посоветовать что-то интересное».

Лилия Гриневич согласна, что за педагогикой партнерства — будущее. «Уважение к учителю должно проявляться через СМИ и в том, что говорят дома. Если родители относятся к учителю без уважения, при ребенке говорят о нем в пренебрежительном тоне, то у него формируется искаженное отношение к педагогу, — продолжает министр. — Учителя, в свою очередь, обсуждают ребенка с родителями преимущественно в карательном тоне, акцентируя внимание на ошибках. Мы должны научиться давать ребенку поддерживающую и мотивирующую, а не унижающую оценку. Это совсем другая философия, которую еще нужно вложить в головы педагогов. Если мы ее примем, то не будем детей подавлять, отбивать охоту к учебе и будем идти в ногу со временем».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать