Архив столярных тайн
cоставил винниччанин Леонид Любуня
Ни одно строительство новой хаты или переоборудование старой не обходится без Леонида Любуни, жителя села Тарасовка Жмеринского района, что на Виннитчине. Даже когда гроб делают, тоже идут советоваться к деду Леньке. Он 17 лет возглавлял строительную бригаду в колхозе, а теперь, когда стал пенсионером, мозговой столярный центр переместился на двор Любуни. Здесь у него и столярка, и кузница, и мастерская по производству бричек и возов. Последние Леонид Васильевич и до сих пор делает сам и никому не выдает чертежных тайн и расчетов.
— Вся документация у меня, я за годы составил целый архив, где содержатся любые расчеты к любому строительству, — хвастается Любуня.
Ревизию в архиве, под который отведена отдельная каморка, Леонид Васильевич проводит в праздники, когда жена, баба Мария, запрещает резать, рубить, строгать. Тогда и пан Леонид планирует заказанные односельчанами застройки или дает советы. В другие дни он мастерит возы.
— Этот, что на дворе стоит, он начал мастерить еще в прошлом году, — махнула рукой Мария Любуня.
Делать возы тяжело, а деду, которому уже под 80, и подавно. Тем более, что он сам делает всю кузнечную работу, к тому же настоящие колеса, а не новомодные на резиновом ходу.
— На скате далеко не заедешь, — объясняет мастер, — дождь начнется, и конь по полю загруженную фуру не потянет. А мой воз — вездеход.
Он стоит до 800 гривен, но это уже вместе с деревом. По технологии на различные части воза идут разные породы, а в процессе работы заготовки мочат и даже парят. Раньше кроме возов дед Ленька делал и брички.
— Это было в 60-е годы, — вспоминает Леонид Васильевич, — тогда председатели колхозов не на «Волгах» ездили, а на бричке, так я делал их обязательно крытыми.
Сейчас Леонид Любуня учит делать возы своего сына, но тайн расчета не выдает. Говорит, что будет держать свой архив в жестком секрете. До самой смерти.
Выпуск газеты №:
№127, (2004)Section
Общество