Армен ДЖИГАРХАНЯН:
«Демократия требует высокого уровня жизни и культуры в обществе»
— Вас можно поздравить с небольшой датой: 6 марта исполнилось четыре года Театру под руководством Армена Джигарханяна. Какие планы удалось реализовать, а что не сложилось? Собираетесь ли вы приехать со своими воспитанниками на гастроли в Украину?
— Гастроли — это своеобразный экзамен. Мне кажется, что мы его сможем выдержать, даже в таком театральном городе, как Киев. Коллектив у нас молодой. Четыре года — это не возраст. Мы начинали с нуля. Когда я затеял этот проект, даже не предполагал, что будет так тяжело. Я являюсь художественным руководителем, но сам спектакли не ставлю. Мы приглашаем для этого известных режиссеров. Сейчас находимся в стадии становления и сами должны понять, какой театр создаем, что нам идет, а от чего у нас будет аллергия. Это можно узнать только методом проб. Пока у нас небольшой репертуар: гоголевский «Ревизор», пинтеровский «Возвращение домой», пушкинская сказка «О попе и работнике его Балде». А также я играю моноспектакль, который называется «Последняя лента крепа». Сейчас репетируем пьесу Славы Тераховского «Грачи прилетели». Пьеса острая, о нашей сегодняшней жизни. И есть несколько соблазнительных вариантов «в портфеле».
— В вашем театре играют только ваши ученики?
— Нет, к сожалению, команда полностью поменялась. Произошла селекция, феномен сита. Мне казалось, что мы были единомышленники. Ради своих студентов я конфликтовал с педагогами ВГИКа, доказывая их исключительность. А самое главное, как мне тогда казалось, сумел сохранить наш коллектив. Театр создал для них, все 17 человек считал своими детьми. Радовался их профессиональным успехам... Но дети вырастают и улетают из родного гнезда.
— Вы так спокойно об этом говорите. Но ведь получается, что ваши ученики вас предали. Ради них вы ушли из Маяковки, где несколько десятилетий были ведущим актером.
— У каждого из моих подопечных сложилась собственная судьба. Несколько актрис вышли замуж и вообще забросили свою карьеру, а некоторые уехали за границу. Мой сын Степан тоже начинал свою актерскую деятельность в нашем театре, но потом ушел. Разочаровался в сцене, не захотел быть актером. Сейчас находится в поиске своего «я». Он закончил МГУ, факультет международной журналистики. Один сразу находит свою единственную стежку-дорожку, а кому-то приходится долго петлять. Никаких обид у меня на своих учеников нет.
В Театре им. В. Маяковского я проработал 27 лет — огромный срок! Я считаю идеальным, чтобы актер служил на одном месте не более пяти лет. Потому что в ту самую минуту, когда я перестаю удивлять своих партнеров, я перестаю удивлять и зрителя. Театр Маяковского — это уже перевернутая страница моей биографии. Сердце, проходя мимо здания театра, у меня не сжимается. На их премьерах, после своего ухода, я ни разу не бывал, потому, что я просто очень занят. Ничего скандального в моем поступке не было. Поначалу я вообще думал стать «свободным художником» и «вольной птицей», не привязываясь ни к одному театру. В Ленком меня позвал Марк Анатольевич Захаров. Я его очень люблю. Мы давно знакомы и дружим. Я попался в его сети, получив заманчивое предложение играть в спектакле «Варвар и еретик». Наша совместная работа получилась удачной, и я стал штатным актером Ленкома.
— А как вас приняла звездная ленкомовская команда?
— Внешне вполне нормально. Никто мне в чай ничего не подсыпал. Но театр вообще сложная вещь. Он соткан из огромного количества добродетелей и злодеяний. Ленком — театр победителей. Там действительно много ярких индивидуальностей. Сложность в том, как делить между всеми один «пирог». Каждый считает, что именно он заслужил больший кусок. И только благодаря его игре приходят зрители, а на спектаклях аншлаги. Недавно мы выпустили премьеру — «Город миллионеров», поставленную Романом Самгиным. Там моей партнершей выступает Инна Чурикова. Критики нашу совместную работу приняли вполне доброжелательно. Но для себя я еще не решил: получилось ли все, как задумывалось. В каждом спектакле продолжаю отшлифовывать детали.
— Сегодня зрители обожают сериалы. Вы снимались в одном из первых — «Операция «Трест». Как вы считаете, в чем отечественные многосерийные фильмы сильнее, а в чем уступают латиноамериканскому «мылу»?
— Для каждого фильма главное и непременное условие — качество. Другое дело, что сегодня нам предлагают зрелище для домохозяек. Она может в любую минуту пойти и отвлечься какими-то проблемами, вернуться и не потерять сюжетную линию. Целую серию талдычат одно и то же. Там искусства нет, а лишь идет информация. Например, Карлос влюблен в Мерседес, и целую серию они выясняют свои отношения. Раз на такие фильмы есть спрос, то такие «мыльные оперы» имеют право на жизнь. Меня огорчает, что вновь создаваемые отечественные сериалы, делаются по зарубежной кальке, а это — тупик. У нас своя жизнь, свои сюжеты и свой зритель. Вот вы назвали картину «Операция «Трест». Сегодня мы иначе смотрим на многие вопросы нашей истории. Но, согласитесь, что динамичный сюжет, коллизии главных героев (а в основу картины положены реальные события становления советской власти, операция чекистов по нейтрализации Савинкова), блестящий актерский состав: Касаткина, Горбачев, Мартынов — все это притягивает зрителя. Этот фильм не надоедает смотреть, сопереживать, хотя уже знаешь, чем все закончится.
— Армен Борисович, не поговорить с вами о фильме «Место встречи изменить нельзя» невозможно. Он входит в тройку самых популярных отечественных сериалов, каждый раз собирая при трансляции миллионные аудитории, и там вы сыграли одну из лучших своих ролей. Как бы вы сами охарактеризовали феномен картины?
— Это фильм о послевоенном времени, о страхе людей перед бандой «Черная кошка». На мой взгляд, мы сегодня переживаем похожие времена. Здесь стопроцентное попадание сценаристов братьев Вайнеров, режиссера Говорухина и актерского созвездия: Высоцкого, Заклунной, Юрского, Удовиченко. Может быть, Жеглова мог сыграть кто-то лучше, нежели Высоцкий, но Владимир Семенович сумел воплотить нерв того времени. Для меня, играя горбуна Карпа, было важно понять, что такое лидер, как он влияет на людей. Ведь посмотрите, что сейчас происходит. В массе своей люди преклоняются перед бандитами, которых называют «новыми русскими». Все их сходки подробно смакуются прессой, телевидением. А за какие заслуги? Они устанавливают свои законы, свои правила, совершенно не обращая внимания на плебс — на нас с вами. Горбун умел интеллектуально, биологически влиять на своих подчиненных. Почему ему покорялись люди? Ведь под дулом пистолета он каждую минуту их не держал, было в нем и что-то другое — заразительное.
— Вы хорошо знаете Станислава Говорухина. Ваше отношение к его президентским амбициям и его увлечению политикой?
— Мне искренне жаль, что кино потеряло очень хорошего режиссера. Сидеть на двух стульях Станислав Сергеевич не сможет. Потому что политика и искусство — вещи несовместимые. Нужно делать выбор. Похоже, он склоняется к политике. Хотя, в свободное от депутатских обязанностей время, успел снять интересный фильм «Ворошиловский стрелок». Но это скорее исключение, чем правило. Я не знаю, насколько он нужен политике, но знаю точно, что кино он нужен.
— Через несколько дней в Российской Федерации должно произойти поворотное событие — президентские выборы. Не кажется ли вам странным, что в одночасье никому не известного полковника ФСБ вдруг полюбила огромная страна? Многие деятели искусства «поют» здравицы, даже не дождавшись финальных результатов голосования.
— Я вообще не пойду голосовать. Потому, что считаю — это у нас не выборы, а простое назначение. Сценарий уже написан. Путин — президент, а остальные одиннадцать кандидатов лишь для его общего фона. Мы все массовка в данной игре. Демократия требует высокого уровня жизни и культуры в обществе. Увы, этим мы сегодня не можем гордиться. Я — народ, но не беру на себя смелость выбирать президента. И не потому, что у меня плохое отношение лично к Владимиру Владимировичу. Я его просто не знаю! Экономической программы он не представил. У нас в Ереване был знаменитый актер, который открывал газету и читал новости: «Птицеферма № 8 перевыполнила план». Он закрывал и комментировал: «Когда в магазинах я увижу кур, тогда посмотрим». Для меня прежде всего дело, а потом разговоры. А пока Россия втянута в войну на Кавказе. Ежедневно гибнут с обеих сторон люди. Конца и края этому кошмару не видно. Давайте закроем эту тему, а то начну долго брюзжать.
— В этом году исполняется 25 лет со дня выхода на экраны любимого многими зрителями фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». Интересно, когда транслируют картины с вашим участием, вы их смотрите?
— Специально за этим не слежу, но если случайно попал на такой фильм и есть время, то могу посмотреть. Иногда даже удивляюсь и думаю: «Боже мой, какой я был раньше!» Нынче уже забыли, что первые рецензии на эту ленту были разгромными. Хотя зрители уже на следующий день походя стали цитировать целые фразы: «Донна Роза из Бразилии, где много-много диких обезьян», «Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь», «Я старый солдат и не знаю слов любви» и так далее. Фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!» снят по популярной в начале ХХ века пьесе Брандона Томаса «Тетка Чарли». Правда, режиссер Виктор Титов значительно переделал сюжет, но, как мне кажется, картина от этого только выиграла. С ней связаны очень приятные моменты совместной работы с Татьяной Васильевой, Александром Калягиным, Михаилом Козаковым, Валентином Гафтом. Кстати, там произошел курьезный случай. Если вы помните, по сюжету я запускаю тортом в своего соперника, которого играл Михаил Козаков. Делали несколько дублей. Я никак не мог попасть в его физиономию, но один бросок получился очень удачным — я попал... в антикварные часы, привезенные из музея и не работавшие уже лет 200. После моего броска они стали идти.
— Правда ли, что у вас в портмоне всегда лежит фото любимого кота Фила?
— Конечно, вот посмотрите (показывает несколько фотографий своего кота. — Т. П. ) Для меня Фил — мудрец. Он у нас равноправный член семьи. И наблюдая за ним, я постигаю некоторые житейские истины. У Фила кредо: «Кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая». Он очень независим. Нам с женой приходится по очереди за ним ухаживать. В отпуск мы даже ездим раздельно, потому что не с кем оставить нашего любимца.
— Поделитесь секретом, как прожить в любви и согласии более тридцати лет и оставаться семейной парой, которой хочется подражать?
— Мне кажется, что главный секрет семейного счастья в порядочности и уважительном отношении друг к другу. Ведь самая неразгаданная бездна — это взаимоотношение полов, удивительная загадка природы. Нужно быть мудрым и терпеливым, уметь порой отступить, чтобы потом победить... С годами любовь трансформируется. Надо уважать друг друга, а не предаваться одним страстям, которые, вспыхнув, быстро гаснут. Настоящая любовь — это не короткая спринтерская дорожка, а многолетний марафон, забег двоих. Мы с Татьяной Сергеевной поженились в 1967 году. Она была актрисой, потом окончила театроведческий факультет и институт иностранных языков. Нынче мой заместитель в театре, первый помощник и критик. Думаю, что общность наших интересов помогает предолевать все трудности, которые выпадают на нашу долю.
— Вы снимались практически на всех киностудиях бывшего Советского Союза. Какие ассоциации у вас вызывает наша студия им. Александра Довженко?
— Для меня киностудия Довженко — это, прежде всего — Киев, друзья. Я сотни раз был в вашем городе с гастролями, концертами, на съемках и просто как гость. На нынешних гастролях успел встретиться с немногими своими приятелями: Черкасским, Бенкендорфом и Денисенко. К сожалению, мы видимся не часто, но зато каждая встреча становится радостным событием. На киностудии им. Довженко я снялся в одном из лучших своих фильмов «О любви» по Чехову. Мне кажется, что у нас получилась мягкая, немного грустная и очень лирическая картина.
— Поговаривают, что вас занесут в Книгу рекордов Гиннесса как самого снимаемого и играющего актера. Вы лично сами не считали, сколько же ролей сыграно?
— В кино 200 ролей, а в театре, думаю, наполовину меньше. Скрупулезным подсчетом не занимался. Для этого нужно перестать работать, уйти из профессии и заняться мемуарами. Может, когда-то придет такое время, и я напишу, что впервые на профессиональную сцену вышел 24 января 1955 года в спектакле «Иван Рыбаков» с первой репликой: «Товарищ капитан, вам телефонограмма...» А пока у меня масса других планов. Ведь годы уходят, надо торопиться все успеть. Я не лукавлю, но, пока, не ощущаю свой возраст. И, вместе с тем, прекрасно понимаю, что организм не беспределен, и внутренне готовлю себя к тому, что возможно скоро мне придется уйти. Я не должен вызывать жалось у зрителя. Если я на сцене люблю, то это должно вызывать восторг, а не раздражение. Пол
Выпуск газеты №:
№52, (2000)Section
Общество