Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Багаж» для нового министра

Активисты требуют, чтобы будущий глава Минприроды был специалистом, — ему придется эффективно и быстро решать многолетние проблемы отрасли
27 ноября, 12:43

«У нас нет в Украине нормальной воды — она загрязнена, — говорит заместитель председателя общественного совета при Минприроды Украины, председатель ассоциации «Украинский экологический альянс» Олег Костюшко. — Мы не имеем даже критериев, по которым можно отслеживать состояние нашего воздуха. В почву каждый посевной сезон вносится большое количество пестицидов, и плодородные украинские земли истощаются настолько, что уже завтра нам нужно будет вывозить в другие страны то, чем мы недавно очень гордились — наши черноземы. Из-за плохой экологии в стране сокращается продолжительность жизни, украинцы умирают на десять лет раньше, чем европейцы».

«Кто это сделал? — спрашивает эксперт, — неужели какой-то чужестранец? Нет, в этом виновата наша власть, которая абсолютно ничего не сделала за все эти годы, чтобы мы имели экологическое развитие». «Одни новые министры природы стремятся прежде всего распределять недра между своими компаниями, другие, «не такие профессиональные», имеют целью разогнать штат», — отмечает естествовед. Он отмечает, что сейчас уже пришло время советоваться с обществом о том, каким должен быть министр экологии и его программа.

Свои аргументы относительно этого требования изложил председатель Украинского производственно-экологического объединение «Укрвторма» Виктор Вихорев. «Наблюдая за деятельностью последних семи министров, могу сказать, что с каждым следующим существенно ухудшается качество их работы. Она не в интересах Украины, а в пользу собственных интересов, — отмечает специалист и добавляет: — Последние два года министерство ничего не делало». По словам Вихорева, сегодня в Украине ежегодно образуется 13 миллионов тонн твердых бытовых отходов. Их «хоронят» на 6,7 тысячах городских санкционированных и несанкционированных свалках.

В этих отходах, по утверждению Вихорева, находится ценное сырье для промышленности: 7,7% бумаги, 7,3% стекла и 7,1% полимерных материалов, по миллиону тонн каждого. А Украина уже пять лет топчется на месте по сбору и использованию твердых отходов: дальше 800 тысяч тонн не идем, отмечает эколог. Остальное импортируем из России и Европы, тратя ежегодно $50 миллионов. Поражает ситуация с отходами стекла, а особенно с полимерами. Мощности для изготовления бутылок, в которых реализовываются пиво и минеральная вода, могут переработать до 70 тысяч тонн, а мы собираем не более 30 тысяч. Министерство ЖКХ и Минприроды докладывают: в 503 населенных пунктах Украины организован раздельный сбор. Это много или мало? Вихорев говорит: лишь 1,7%.

Без активной работы Минприроды на этом направлении ничего не будет, считает эколог-практик. Он приводит еще одну поражающую цифру. Агропромышленный комплекс ежегодно завозит на территорию Украины около 4 тысяч тонн бочек, в которых были пестициды разных видов. За утилизацию этих емкостей с сильным ядом трейдеры платят от 8 до 12 тысяч гривен за тонну, однако куда в действительности потом попадает большинство из них, неизвестно — часть — на свалки, а оттуда ядохимикаты могут мигрировать в водоносные горизонты. Потому что единственное в Украине специализированное предприятие в Кировограде перерабатывает за год лишь одну тысячу таких бочек.

Вихорев также рассказывает, что на ввоз или вывоз вторичного сырья в Украину необходимо получить письмо-разрешение Минприроды. Ранее данный документ имел право подписать директор департамента. При последнем составе министерства это было поручено заместителю министра. Причем на эту «работу» ему отведено 30 дней. Все документы готовы, подан транспорт — железнодорожный состав или корабль, а письма нет. Разве это не коррупционная схема? «С этим уже пора заканчивать!», — настаивает руководитель предприятия.

«Если мы не наладим управление природными ресурсами и потеряем их, если не будем иметь системного контроля над опасными отходами, химическими веществами и т. п., то восстанавливать природу придется нашим детям и внукам, и это будет стоить намного дороже, чем бороться с последствиями любой войны», — считает заместитель председателя общественного совета при Минприроды Украины, президент Всеукраинской общественной организации «Живая планета» Светлана Берзина. «Мы не можем говорить о качестве жизни на уровне европейских ценностей без рационального и эффективного управления природными ресурсами, — утверждает она. — Ведь мы живем в стране, где площадь так называемых полигонов превышает площадь объектов природно-заповедного фонда. Эти полигоны у нас никак не регулируются, тогда как в Евросоюзе это системные инженерные сооружения с многослойными базами защиты, переработки и утилизации».

В Украине есть стратегия экологической политики, продолжает Берзина. Однако Национальный план по ее выполнению не реализован и на 20%. Еврокомиссия выделила 23    миллиона евро для реализации этого плана, но эти средства не смогли использовать, потому что руководство министерства не знало, как это сделать. «Это вопрос, конечно, к действующему министру. Это — абсолютная безответственность и некомпетентность», — считает активистка. Она напоминает, что год назад, перед тем как формировалось демократическое правительство, экологи обратились в парламент с просьбой, чтобы министром назначили человека, который отвечает квалификационным критериям, разработанным специалистами области.

Эти требования проигнорировали. Когда новый руководитель пришел в Министерство, то даже признал, что не отвечает ни одному из критериев, но пообещал работать в контакте с экспертами и общественностью. «Не было ни одного нормального открытого диалога, — вспоминает Берзина и настаивает на том, чтобы общественные организации воспринимались как равноправные партнеры и принимали участие в реализации экологической политики, а политсила, которая выдвинула неудачную кандидатуру в состав правительства, должна была бы заплатить за свою безответственность». Ее беспокоит, что люди, о которых говорят как о кандидатах на должность главы Минприроды в новом правительстве, не улучшат состояния дел в защите природной среды именно из-за отсутствия профессиональных знаний. Отвечая на вопрос «Дня», Берзина выразила глубокое уважение к поступку избранной народным депутатом Анны Гопко, которая, понимая далеко не полную свою подготовленность к выполнению обязанностей министра, отказалась от сделанного ей предложения.

Аналогическое мнение выразила на недавней встрече с журналистами и председатель Национального экологического совета, глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко. «Анализируя программы главных, сильнейших политических партий, мы поняли, — отмечает активистка, — снова и снова повторяется то же, что было в прошлые 20 лет: экологическая составляющая не является приоритетом государственной политики. И когда мы упрекаем политиков, они отвечают: а разве в наших предвыборных программах вы видели наши обещания на эту тему...? Вы же за нас все равно проголосовали. Так почему мы должны делать то, о чем там не говорилось?»

Тимочко указывает: «События на Донбассе в очередной раз показали, что техногенная нагрузка, которая годами накапливалась в этом регионе, привела не только к деградации окружающей среды, но и к деградации общественного сознания, к потере ориентиров людей на вечные человеческие ценности, а именно на добро и справедливость, сохранение родного края, уважение к своим родителям, своей истории и стране. Мы, экологи, воспринимаем это не только как политические и военные конфликты, но и как огромный разлом. Для Донбасса мы предлагаем развитие, где совмещаются экономическая, экологическая и социальная составляющие».

Звучит красиво, но действительно ли эта женщина, которую общественные экологические организации предлагают на должность министра природы, знает, например, как именно следует отстраивать Донбасс после того, как там воцарится мир? «День» спросил у нее, как нужно обращаться с затопленными шахтами, которые будут представлять большую угрозу для окружающей среды? Тимочко высказалась против намерений консервировать рудники так называемым мокрым способом, который заключается в том, чтобы прекратить откачивать воду, что могло бы привести к подтоплению больших территорий. Однако она считает, что проблему нужно решать путем возвращения в шахты той породы, которая была извлечена из них за время эксплуатации. И здесь уместно процитировать строку из письма, адресованного экологами Арсению Яценюку, который, вероятно, снова возглавит украинское правительство. О Тимочко, там, в частности, сказано такое: «Способна быстро находить эффективные решения в кризисных ситуациях».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать