Баллы и льготы конкурируют с талантами
Как в 2010 году не повторить сценарий тестирования и поступления детей в вузы этого года29 июля закончился срок подачи абитуриентами документов в украинские вузы. Для поступающих и их родителей начинается беспокойная пора: каждый вуз уже составляет список абитуриентов, рекомендованных для зачисления. «На протяжении пяти дней после обнародования списка лиц, рекомендованных к зачислению, абитуриенты должны подать оригиналы документов», — сказал заместитель министра образования и науки Украины Тарас Фиников. Как утверждают чиновники, конечным сроком зачисления в вуз на дневную форму обучения по образовательно-профессиональной программе «бакалавр» является 10 августа, а «младшего специалиста» — 22 августа. В этом году среди абитуриентов вузов льготы имеют около 9,5 тысячи детей, при этом министр образования и науки Иван Вакарчук отметил, что Минобразования будет заниматься детьми, которые во время прохождения тестирования набрали по 200 баллов по двум и больше предметам, и содействовать одаренным детям во время вступительной кампании. Но произойдет ли это на самом деле, ведь в ходе проведения независимого оценивания выпускников и во время подачи документов возникло множество вопросов, на которые никто из чиновников так и не дал ответов? Возможно, это сделают общественные наблюдатели, которые все это время проводили мониторинг ситуации в школах и вузах. Так, глава Всеукраинской общественной организации «Комитет конституционно-правового контроля Украины» Игорь МАРИЕН рассказал «Дню» о самых больших нарушениях во время этой выпускной и вступительной кампании, их причинах и возможных путях решения — чтобы этого не повторилось в будущем году.
— Игорь Степанович, сегодня только ленивый не говорит о том, как проходит вступительная кампания в украинских вузах... Вы вместе с коллегами-юристами ее оценили и, на ваш взгляд, в чем причина такого большого количества недовольных и детей, и родителей?
— Я буду говорить о процессах, связанных с независимым оцениванием знаний выпускников и теперешним зачислением в вузы. Мы работали со всеми высшими учебными заведениями Киева и многими заведениями в украинских городах и располагаем большим блоком материалов. В первую очередь мы рассматривали правовые аспекты. Главные документы, регулирующие образовательные вопросы, — это Конституция Украины, Закон «Об образовании», Закон «О высшем образовании» и Закон «О научной и научно-технической деятельности». В соответствии с ними, государственную политику в сфере образования формирует Верховная Рада Украины, а исполнительные органы лишь воплощают ее. Проблема связана с изменением конкурсной процедуры — это вопрос государственной политики. Я о том, что произошел перекос: на самом деле в Украине нет никаких законодательных изменений к этим законам, и поэтому тестирование проходит непредусмотренным законом образом (нет ни одного законопроекта, который бы регулировал эти вопросы, — все происходит в ручном режиме). Насколько была достигнута цель — борьба с коррупцией? Бороться с ней можно и нужно, но — не нарушая права 40 тысяч граждан, не прошедших тестирование, — не набравших 124 необходимых балла. Куда деть этих детей? Вышло так, что государство приравняло тех, кто учится в Печерском лицее, и тех, кто учится в селе. Понятно, что уровень знаний у них разный. Таким образом, детям из сельской местности путем внешнего независимого оценивания (ВНО) государство поставило заслон, хотя на самом деле ребенок из села за какой-то год обучения может обогнать по уровню интеллекта детей с Печерских холмов. Доступность образования — это главная конституционная норма, она нарушается. На каком основании? Следующий вопрос — какие процессы происходят в системе среднего образования? Сегодня в средних школах дети не учатся: они учат тесты по двум-трем предметам. А как же другие предметы, как их мировоззрение, как тяга к развитию?..
Еще одна проблема — льготники. В Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко на факультетах количество льготников в 2—2,5 раза превышает количество мест. Родители детей, у которых — почти 600 баллов по трем предметам, в отчаянии, потому что их дети не могут никуда поступить. На самом же деле закон не говорит, что задача высшего образования — обеспечить льготников. Проблемы есть и в творческих заведениях. Преподаватели говорят: «Если бы Глиер сдавал тесты по математике, то он никогда бы не стал тем, кем он стал». А ситуация такова, что в музыкальные академии и училища приходят дети, имеющие международные дипломы, но они недотягивают полбалла — и все. Вспомните один из принципов — непрерывность образования. Если такой ребенок потеряет год, он может потерять свое профессиональное будущее. Хочу отметить, что в Верховной Раде образовательная тема аполитична. Мы спрашивали у многих депутатов: «Если будут внесены поправки к законам, регулирующим образовательные процессы, вы проголосуете или нет?» Все — не против. Но нет субъекта законодательной инициативы, который бы над этим поработал. А это должно делать правительство.
— Какие, на ваш взгляд, изменения нужно внести в законы?
— Мы ни в коем случае не являемся противниками тестирования, в нем есть смысл. Я исследовал, как это делается в других странах. Самая мощная образовательная система в США. Там в основу кладутся законные права и интересы граждан. Украина же должна пройти полноценную процедуру, учитывающую опыт большей части стран, в которых давно введено ВНО, наш опыт, и лишь тогда прописать понятные для всех правила игры. Например, когда заместитель министра говорит, что Минобразования дополнительно дает какому-то вузу несколько тысяч мест, то это и есть коррупция — ручной режим управления. Вопрос к государству — если у него есть несколько тысяч мест, то почему оно их скрывает? Почему сначала сокращает бюджет, аргументирует это, а потом «отдает» места назад. На каких основаниях, условиях и критериях? В таком режиме не поймешь, куда идут средства. То есть, подчеркиваю, что все чиновники должны действовать предусмотренным законом образом, а он — не предусмотрен.
Еще одно: оценивание должно иметь много альтернатив, потому что тестами не оценишь талант. Мы не должны закрыть дорогу талантливым детям, у которых более низкий уровень знаний. У детей нужно оценивать не уровень знаний на эту минуту, а уровень интеллекта. Например, в США такая альтернатива есть: там практикуется тестирование на выбор, есть экзамены, творческие задания и тому подобное, потому что в основе — принцип ненарушения прав граждан. А у нас государство — это монополия: Минобразования признало свои условия принятия в учебные заведения — и все вузы должны их придерживаться.
— Что можно изменить на следующий год?
— Мы уже начали производство в Окружном административном суде Киева по деду относительно изменений в законодательстве. В судебном порядке мы требуем объяснений от Минобразования и Украинского центра независимого оценивания качества образования по поводу того, каким предусмотренным законом образом проводится независимое оценивание и зачисление абитуриентов в вузы. Это — основное, потому что нужно прописывать четкие правила игры. Сегодня большая часть детей и родителей схватилась за голову, потому что они не знают, что делать в будущем году, — учить только несколько дисциплин или где-то взять справку об инвалидности. Происходит самое худшее — у детей нет мотивации к учебе. Раньше у всех была мечта — кем-то стать, нынче же дети несут документы в несколько вузов на совершенно разные факультеты. И каким специалистом будет этот ребенок, когда окончит учебное заведение? Если такая ситуация продлится еще год, то талантливые дети выпадут из контекста, — как мы будем формировать нашу элиту? Элита формируется по признакам интеллектуальным, по организационным способностям.
Выпуск газеты №:
№132, (1996)Section
Общество