Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Без всякого плана эвакуации

Интернаты и тюрьмы на оккупированном Донбассе фактически поддерживают лишь общественные активисты
31 марта, 17:29

В местах несвободы люди содержатся по распоряжению государственных органов, эти учреждения нельзя покинуть самовольно. Это — и детские интернаты, и психиатрические заведения, и тюрьмы, и дома престарелых людей. Мониторы Национального превентивного механизма (НПМ) исследовали ситуацию в этих заведениях на востоке Украины.

По оценкам мониторов, в местах несвободы на территориях под контролем «ДНР» и «ЛНР» находится приблизительно 4—5 тысяч граждан. Точно обрисовать ситуацию невозможно из-за ограниченного доступа к информации. «Одна из наибольших проблем — то, что не организовали своевременную эффективную эвакуацию. Какие-то заведения эвакуировали полностью, какие-то частично, какие-то вообще не эвакуировали», — отметила глава правления Центра информации о правах человека и мониторе НПМ Татьяна Печончик.

Активисты обзвонили 141 место несвободы на оккупированных территориях. Пообщались с работниками 24 заведений. С остальными или нет связи, или сотрудники отказываются разговаривать, потому что перешли в структуры псевдореспублик. На основе полученных данных мониторы НИИМ составили перечень нужд людей и передали его Всемирной организации здравоохранения.

«Часть персонала интернатов уехала, средств не хватает даже на еду, — отмечает глава общественной организации «Ассоциация независимых мониторов» Андрей Черноусов. — Людям в интернатах можно передавать обычную пищу: крупу, тушенку, молоко. Также в некоторых местах повреждены коммуникации. Часть учреждений получают воду по часам или по дням. Поэтому, почти все просят накопительное оборудование для воды. Считаю, многие из этих людей уже никого не поддерживают. Единственный вопрос для них — выжить».

ПОМОЧЬ И ПАЦИЕНТАМ, И ВРАЧАМ

По факту, единственный источник помощи заведениям опеки и тюрьмам на оккупированных территориях — общественные активисты. Специалист отдела адвокации и юридической поддержки ВБО «Всеукраїнська мережа ЛЖВ», монитор НПМ Александр Гатиятуллин рассказал, что препараты для людей с ВИЧ члены его организации передают с гуманитарными грузами ООН. «Летом прошлого года государственная пенитенциарная служба отказалась поставлять препараты для антиретровирусной терапии даже в заведения на территории под контролем Украины. Поэтому, все проходит за счет общественных организаций, — делится Александр Гатиятуллин. — Когда идет речь о самопровозглашенных республиках, то, когда собирается гуманитарный груз, мы подаем заявки, и наши лекарства туда включают. Апробировали эту процедуру в феврале». Ситуация и грустная, и анекдотическая: структуры «ДНР» не взаимодействуют с украинской пенитенциарной службой, однако передают перечень того, в чем нуждаются больными заключенными активистам.

Важная роль персонала, который на местах распределяет лекарства, следит за их употреблением. В некоторых местах несвободы оккупированного Донбасса не хватает медсестры, где-то — врача. В колониях один врач может работать с 500 осужденными. «Де-юре все государственные учреждения выведены из территорий, неподконтрольных Украине, а де-факто люди работают, но без зарплат. Нужно поддержать этих граждан. В рамках проекта Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией через наши неправительственные организации мы пытаемся решить вопрос платы врачам, которые обслуживают вич-позитивних людей», — комментирует Александр Гатиятуллин. Активисты составили перечень тех, кто будет лечить людей с ВИЧ на оккупированных территориях, сформировали бюджет проекта и теперь согласовывают детали с Глобальным фондом.

НУЖЕН ПЛАН ЭВАКУАЦИИ

Еще 18 июня прошлого года Премьер-министр Украины получил первое письмо о необходимости эвакуации людей из мест опеки, отметила заместитель руководителя департамента по вопросам реализации национального превентивного механизма при Уполномоченном ВР Украины по правам человека Елена Тимченко. С того времени таких заявлений  руководству страны послали свыше 20. Своевременной реакции не было. Сейчас из 73 заведений соцзащиты 39 действуют на территории, неподконтрольной Украине. «Места для эвакуации людей выделены по всей стране, но отсутствует механизм самой эвакуации. Директора учреждений и сегодня не знают, как вывозить подопечных в случае заострения ситуации», — подводит итог Елена Тимченко.

Сейчас как раз время эвакуировать те же интернаты из прифронтовой зоны. Но эвакуация учреждений происходит по оценкам СБУ. По словам Елены Тимченко, Служба безопасности не дает информации об угрозе захвата территорий, потому эвакуация невозможна. «В прифронтовой зоне нужна «инвентаризация»: сколько там мест несвободы, сколько в них людей. Граждан нужно эвакуировать вглубь мирной территории: Винница, Житомир и тому подобное», — замечает Андрей Черноусов. Если государство разработает четкий план по эвакуации людей, иностранные структуры смогут помочь с его воплощением. Андрей Черноусов отмечает, что это — тот мизер, который Украина может и должна делать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать