Без звезд
Что мешает украинским Карпатам составить конкуренцию польским?
«Социально-экономическая структура Карпатского региона страдает однобокостью: три четверти работающих заняты в производственной сфере. Хозяйство в целом является экологонебезопасным, а некоторые отрасли с отставшими технологиями вообще несовместимы с природой края. Заострение социальной ситуации, связанной с безработицей населения, усиливается тем фактом, что тут уже давно наблюдается излишек трудовых ресурсов» — выводы, сделанные участниками Проекта PAUCI (Польско-американско-украинской инициативы о сотрудничестве), пусть и не претендуют на статус открытия, однако и актуальности в ближайшее время лишены не будут. Если, конечно, усилия центральных и местных властей целиком и полностью не направятся в сторону развития в регионе «бизнеса без труб» — туристической сферы, которая, по убеждению специалистов, должна стать главной альтернативой нынешней модели ведения хозяйства. С целью осуществить мониторинг ситуации и наметить план дальнейших действий по развитию туристической инфраструктуры Карпат представители Государственной туристической администрации, местные руководители и Совет по туризму Карпатского региона недавно провели в Ивано-Франковске Всеукраинское совещание.
На данный момент туристическим бизнесом на территории Западной Украины занимается немногим более 200 фирм, однако в масштабах Украины доля турпредприятий одного из самых привлекательных в туристическом плане регионов составляет всего 8%, а «покрытие» карпатских областей их услугами неравномерно: в некоторых районах фирмы практически вовсе отсутствуют. Существует, по мнению специалистов, дефицит квалифицированных менеджеров, а население, жизнь которого долгое время измерялась кубометрами леса, не имеет о предпринимательской деятельности никакого представления. Представители PAUCI отметили в своем отчете и «отсутствие широкого, соответствующего мировым стандартам и нормам ассортимента продуктов питания», «зародышевое состояние информационного обеспечения турбизнеса», уже не говоря о «классической» проблеме плохих дорог, несоответствии нормам 90% материальной базы туристической сферы и напряженной экологической ситуации — к примеру, в экологически небезопасных условиях находятся даже курорты и курортные местности равнинной и предгорной зон.
Однако столь неутешительные на сегодня выводы призваны конкретизировать объем необходимых западноукраинским областям перемен. Предложения от карпатского региона и Гостурадминистрации в данный момент рассматриваются в Кабинете Министров и одной из поворотных, по словам главы турадминистрации Валерия Цыбуха, должна стать идея специального инвестиционного режима — освобождение от налогообложения любой деятельности, связанной со строительством или реконструкцией гостиниц. Что поможет привлечь как внутреннего, так и западного инвестора — последние, «прикинув» на «калькуляторе» объем расходов на выплату налогов, нередко отказываются работать на нашем рынке.
Закарпатская, Черновицкая, Ивано-Франковская и Львовская области, объединившиеся в Совет по туризму Карпатского региона, только за последний год приняли участие в 18-ти европейских выставках, и, по словам председателя Совета, замглавы Львовской облгосадминистрации Богдана Матолича, брэнд организации уже хорошо знаком известным турфирмам Запада. Вопрос подготовки кадров, говорит он, также постепенно решается — только во Львовской области 16 заведений разного уровня аккредитации готовят студентов по специальности «туризм». Подошли и к проблеме сертификации туристических услуг — в прошлом году заветные «звезды» получили, к примеру, 16 львовских объектов размещения. Остальным объясняют, какая планка обслуживания должна соблюдаться — вплоть до того, что предпринимателям рассказывают, какие материалы должны использоваться в оформлении интерьеров, дабы «дотянуть» отель до определенного стандарта. Сам Совет выступает в роли консультанта, контролера и наблюдателя, однако, уточняет Б. Матолич, цель администрирования предприятий не преследуется: такой подход на данном этапе даст отрицательный эффект, который испытают, в первую очередь, сами туристы.
На этот год Советом запланирован ряд конкретных мероприятий. К примеру, автобусные туры «из» и «в» сторону России, Казахстана, Туркменистана, Киргизстана, подготовка к участию в ежегодной Берлинской туристической выставке. На Львовщине расположена так называемая «золотая подкова» замков ХIV — ХV столетий — в текущем году продолжат, а в некоторых «точках» начнут их реконструкцию, на которую будут брошены силы студенческих бригад: в каждом из замков запланировано проведение феерического шоу.
Совет за два года своего существования смог получить несколько удачных грантов, один из которых — осуществление совместного проекта развития Карпат для Польши, Словакии и Украины. В общем, программу развития туризма в регионе каждая из западноукраинских областей уже наметила. Осталось убедить инвестора в целесообразности развивать турбизнес в Украине: только для Львовщины программа обойдется в 325 млн. гривен, из которых 85% средств планируется привлечь извне.
…«Игрушечный» локомотивчик, пыхтя, пробирается вдоль очередной горной речки в сторону гор: пока что «узкоколейка», построенная еще во времена австро-венгерского правления и несколько десятков километров которой сохранились в регионе до сих пор, работает на деревообрабатывающие предприятия — возит лес. Однако ныне всерьез рассматривается идея перевести миниатюрные составы на «служение» туристической сфере и разработать несколько соответствующих маршрутов — возобновить часть узкоколейки, к примеру, в одном из районов Ивано-Франковской области с тем, чтобы, добравшись на этом «детском» поезде до определенного населенного пункта, турист мог из него проделать пеший путь до одной из самых ярких карпатских жемчужин — Синевирского озера.. Говорят, отнесшиеся, было, к узкоколейке со скептицизмом гостившие железнодорожники Уэльса остались от поездки на ней в полном восторге...
Подобным планам — несть числа. Принимавшие столичную делегацию руководители Долинского района Ивано- Франковской области, к примеру, предложили перевести традиционное восхождение на гору Яворину, где расположен бункер краевого проводника УПА Роберта (Ярослава Мельника) и кладбище вышкола «Олени» из разряда мероприятия областного в разряд общенационального значения, снова-таки, задействовав «узкоколейку» — для того, чтобы более широко принимать тех, кого привлекает исторический туризм. Другие перспективные варианты для этого района — переквалификация не использующихся по назначению лесничеств в небольшие кемпинги для приема охотников в открытый сезон и популяризация восхождения на так называемые скалы Довбуша для пешеходных туристов. Очевидно, что одним из главных «козырей» региона являются его горнолыжные базы. Однако качественных, оснащенных по европейским меркам, трасс, как отмечает начальник отдела развития туризма Ивано-Франковской облгосадминистрации Григорий Мельник, раз-два — и обчелся: одни «подъемники» требуют ремонта, другие обладают устаревшей конструкцией, и даже владельцы «приличных» баз выпускают из вида отдельные «мелочи», к примеру, забывают оснастить спуск защитной боковой сеткой.
«Разговоры о больших возможностях региона ведутся на всех совещаниях разных уровней. Но для того, чтобы работа в нужном направлении все же пошла, необходимо создать подразделения ответственных специалистов по туризму в каждом районе региона», — отметил Г. Мельник. На слове «специалисты» делается особый акцент: одно дело размышлять о потенциале, к примеру, Манявского Скита (монастырь ХVII столетия) или расположенного неподалеку 16-метрового Манявского водопада (самого большого из более чем 20-ти, расположенных на территории Ивано-Франковской области) и совсем другое — грамотно спланировать здесь инфраструктуру: например, необходимость проложить к водопаду дорогу долгое время не выходит из разряда теоретических вопросов.
«Мы основательно продумаем программу по Карпатскому региону, — говорит В. Цыбух. — Вплоть до того, что планируем свозить местных чиновников посмотреть, к примеру, Словакию — чтобы они непосредственно на месте убедились в том, как следует развивать турбизнес». Еще один важный момент, который, в принципе, актуален для всей Украины — многих объектов размещения официальная статистика «не видит»: из-за несоответствия соотношения «цена-услуга» в большинстве объектов размещения туристы предпочитают пользоваться услугами частных лиц. Параллельно с планируемым развитием в регионе сельского зеленого туризма этот перекос будут исправлять. Последний вид туризма вообще должен стать для региона одним из главных направлений, считают специалисты, что пойдет на пользу и местному населению. Дело за «малым» — уговорить государство кредитовать развитие этой сферы по минимальной процентной ставке.
Выпуск газеты №:
№36, (2003)Section
Общество