Перейти к основному содержанию

Безошибочность в решающие минуты

С чем сталкиваются и как действуют в нынешние дни специалисты клиники сосудистой хирургии Главного клинического военного госпиталя Министерства обороны Украины
25 июля, 10:34
ВЛАДИМИР РОГОВСКИЙ КАК АНГИОХИРУРГ УЖЕ ДВАЖДЫ ВЫЕЗЖАЛ В ХАРЬКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВЛАДИМИРОМ РОГОВСКИМ

Взгорье Печерска, хирургический корпус в милосердном пространстве известного в мире военного госпиталя с историей в два с половиной века... У входа в здание — бюст известного военного хирурга Ивана Ищенко, символа великих учений коллектива в дни Второй мировой войны. Сегодня клиники легендарного учреждения переживают новый вызов — организацию и оказание высококвалифицированной врачебной помощи (преимущественно хирургического плана) пострадавшим воинам и другим раненым в ходе нынешних событий. Сюда поступает немало пациентов с наиболее серьезными повреждениями нейрохирургического, абдоминального, травматологического, офтальмологического профиля, другими последствиями огнестрельных ранений. Одно из серьезных направлений — помощь при ранениях магистральных сосудов. Я беседую с начальником этой клиники, ангиохирургом высшей категории, полковником медицинской службы Владимиром РОГОВСКИМ.

— Владимир Михайлович, считается, что когда говорят пушки и минометы, наука как бы умолкает. Однако совсем недавно вы выступили с докладом на съезде сосудистых хирургов, где осветили сложную картину помощи с высоким эффектом при очень тяжелом сосудистом ранении. Что удалось сделать?

— Хотелось бы подчеркнуть, что наша клиника в составе госпиталя существует уже тридцать пять лет и выполняет весь круг современных операций на артериях и венах. В течение года выполняется 700-800 вмешательств. Лично я произвожу около 250-300 таких операций, из них не менее трети значительной сложности. Конечно, это результат большой школы. Я воспитанник двух крупных учреждений по подготовке военных врачей — Военно-медицинской академии в Петербурге и Украинской военно-медицинской академии. Проходил совершенствование как сосудистый и общий хирург. В клинику в должности старшего ординатора был зачислен в 1996 году и возглавляю ее с 2005 г.

Теперь об упомянутом случае как примере наших возможностей. Тридцатилетний Олег В., военнослужащий, поступил к нам утром 20 февраля нынешнего года, когда в Киеве возникло активное огневое противостояние. Состояние его было тяжелым, на груди нарастала гематома. Были определены огнестрельный перелом правой ключицы, пулевые ранения правой подключичной артерии и вены, правой паховой вены, другие повреждения. Обследование показало, что повреждена и внутренняя яремная вена. Прогноз выглядел серьезным. При повреждении подключичных сосудов общая смертность составляет 66%. В первую очередь надо было восстановить целостность артерий. Мне удалось это сделать методом ангиопластики, с использованием отрезков вен с ноги. «Свинтили» способом металлоостеосинтеза и ключицу. Нужно было избежать дальнейшей потери крови: вот уже два года госпиталь обладает новейшим аппаратом для забора изливающейся во время операции крови, ее очистки с последующей трансфузией. Жизнь удалось отстоять. Доклад я подготовил не только на основе данного случая, но и нашего опыта свыше 150 реконструктивных операций на магистральных сосудах, при их повреждении.

— Сохранить не только жизнь, но и ее качество, скажем, конечность при множественных повреждениях — нередко головоломная задача. Но вы справляетесь и при таких ситуациях, когда, казалось бы, должный выход крайне затруднителен.

— Вот история Сергея П., находящегося на лечении в отделении неотложной хирургии, с врачами которого мы, при необходимости, совместно выполняем оперативные вмешательства. Сергей поступил не так давно с обширными ранами левой половины тела, состояние его ухудшилось. Особенно критическим было состояние ноги, спасти ее питающие артерии сосудистой аутопластикой в пределах локализации наших обычных приемов представлялось невозможным, и по всем правилам предстояла ампутация. И был найден обнадеживающий вариант, в данной ситуации мне пришлось выполнить необычное для анатомической картинки шунтирование — с правой подвздошной артерии в левую бедренную, и дело пошло на поправку.

Вообще же многие ситуации требуют совместных решений и действий различных специалистов. Консилиумы в таких случаях возглавляет главный хирург Минобороны, полковник медицинской службы, доктор медицинских наук А. А. Шудрак, и искомая нить сквозь лабиринт рисков, как говорится, прокладывается. Важно и то, что госпиталь на достаточном уровне обеспечен современной техникой. Непосредственно у нас в клинике каждый врач — а их в клинике шесть — владеет портативным аппаратом для ургентного ультразвукового исследования состояния сосудов в любое время суток.

— Вы дважды как ангиохирург выезжали в Харьковский военный госпиталь. В чем состояли задачи?

— Сосуды повреждаются практически при каждом десятом ранении, и я в ходе различных неотложных операций отвечал за эту зону, включаясь в эти часы и минуты в рамках своей сферы.

Ведь при сосудистой травматической катастрофе нужно действовать на опережение, предотвращать тяжкие кровотечения, необратимые ишемические изменения в конечностях и другие осложнения. Понятно, что такой тактике в эти выезды я стремился обучить и коллег-общих хирургов в этом передовом хирургическом центре.

— Помогая раненым бойцам, доставляемым из горячих точек, клиника не сворачивает и свою повседневную плановую деятельность. Это видно по заполнению палат.

— Ангиохирургия остается весьма востребованной. У нас стационарно и амбулаторно лечатся и ветераны войн, и иные пациенты из всех регионов страны, а также других государств. Так, были пациенты из европейских стран и США, избравшие данную госпитальную клинику. Основания для подобных предпочтений есть: широко используется, при показаниях, протезирование сосудов, эндоскопические вмешательства, другие новшества, при необходимом уровне диагностики и хирургического мастерства. Как раз такой потенциал и позволяет безошибочно действовать и при огнестрельных сосудистых ранениях. Это, разумеется, очень ответственное поле, однако и круг мирных задач объемен.

— Как бы вы определили формулу своего жизненного выбора, осознание первостепенной важности своей специальности в военной медицине? Вам сейчас сорок восемь, и уже около четверти века вы в хирургии.

— У Томаса Манна я нашел такие слова: «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать лучше, умнее, зрелее и совершеннее». Но это формула и всего содружества врачей, медсестер, всего самоотверженного персонала госпиталя.

* * *

Иду по заповедным дорожкам госпиталя. Тишина и обычна, и обманчива. Сегодня здесь приходиться бороться за исцеление воинов в новых обстоятельствах и драмах дня.


 

Как помочь раненым, находящимся в Киевском центральном военном госпитале

Потребности у раненых самые разные     — от разнообразных лекарств до костылей, колясок, носков, белья, сигарет и книг, журналов... Но в приоритете все же медпрепараты. Каждый день потребности обновляются — о них можно узнать на страничке группы «Волонтерская сотня» в соцсети Facebook  или по телефону, указанному ниже.

Выбрав и купив что-либо из списка срочных потребностей, можно привезти это в два пункта.

1. Диспетчерский пункт приема или волонтерская аптека — заезд к больнице с Лабораторного переулка в самый тупик до шлагбаума, сразу с правой стороны.  Режим работы: с 10.00 до 20.00. После 20.00 принимают у пропускного пункта.

2. Пункт приема помощи для АТО — Левый берег, Бульвар Верховного Совета 21Б, 1-й этаж, справа. Телефон горячей линии: 063 858 31 40

Режим работы: с 10.00 до 20.00. Тут также рады письмам и детским рисункам для военных.

 

Можно помочь и деньгами.

3. Помощь раненым и медикаменты в зону АТО:

ПриватБанк 5168 7420 1680 3284

Воронкова Наталья

PayPal: volonteers.hundred@gmail.com

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать