Безответственная слабость
Государство не контролирует выход из карантина, а часть общества не воспринимает коронавирус как угрозу«Еду в Итерсити в Киев, и версия, почему у нас нет массовых смертей от коронавируса, ведь «Нас Бог береже, бо ми і так дурні», таки выглядит наиболее правдоподобно, — описывала в Фейсбуке свои путешествия с «Укрзалізницею» медиаексперт Ирина Земляная. — Во всем вагоне три человека в масках вместе со мной. Люди едят чипсы, облизывают пальцы и т. д. Стюард сказал, что ничего сделать не может... Позвонила на «горячую» линию. Оператор Людмила сказала, что проводник не может повлиять на сознание людей...».
Такие посткарантинные этюды видит, наверное, каждый из нас, особенно после официальных заявлений по поводу того, что Украина ослабляет карантин. Продолжая тему «Укрзалізниці», пользователи соцсетей делятся фотографиями, сделанными в пригородных поездах: в вагонах негде яблоку упасть, а большинство людей без масок, ведь и так жарко. О кондиционерах или увеличении количества поездов, чтобы уменьшить пассажиропоток, речь не идет. Государство это не волнует.
То же самое в общественном транспорте. Власти обещали, что количество пассажиров будет ограниченно, а вход в транспорт — только с защитной маской. Создали для этого надлежащие условия? Эксперты «Дня» еще с самого начала карантина советовали использовать это время для улучшения условий работы общественного транспорта. Опять ничего не сделано: новые маршруты не открыты, новый автопарк никто не покупал, о комфортной перевозке пассажиров с учетом карантинных требований можно только мечтать.
РАСШАТАННОЕ ОБЩЕСТВО
Поэтому по факту карантинных правил никто не соблюдает, никакого контроля сверху нет, все держится на доверии к гражданам, которые, по мнению власти, должны проявить ответственность и самостоятельно следить за своим карантинным режимом.
А следить уже не хочется. Кто-то берет пример с таких, как депутат-ресторатор Николай Тищенко. А кто-то просто ведет такой образ жизни (те же бомжи), когда до норм санитарии нет дела. Кому-то уже страшно стоять в длинных очередях вплотную друг к другу. А кому-то до сих пор не верится в существование коронавируса, и вся информация о нем кажется теорией большого заговора и запугиванием масс. Не скрою, главный санитарный врач Виктор Ляшко несколько помог в выживании этой теории, заявив, что в начале карантина умышленно запретили людям посещать парки и людные места, чтобы усилить эффект психологического давления. Даже такие официальные источники информации, как Всемирная организация здравоохранения, за время пандемии несколько раз распространяла совершенно разные утверждения. К примеру, сначала ВОЗ не советовала носить маски всем без исключения, затем изменила свое предписание.
Подобные маятниковые колебания делают свое дело. Кроме того, распространение коронавируса постоянно сопровождается информационными тезисами, что о вирусе ничего неизвестно, неясно, чего ожидать сейчас, когда эпидемия пойдет на спад, нет точных данных, уже началась вторая волна в Украине, или же вирус вернется с новой силой осенью. В итоге получаем расшатанное общество, которое не видит своего врага.
ГДЕ И ЧТО ПРОВЕРЯЮТ?
Признаем, мы расслабились. И вернуть абсолютно всю страну к режиму жесткого карантина, как было в марте, вряд ли получится. Власти ничего не остается, как вновь ввести контроль. Только теперь используют другие методы. К примеру, в столице городские органы власти проводят многочисленные проверки всех сфер, которым разрешили работать после ослабления карантина.
Киевская городская государственная администрация отчитывается, что с проверками приходят на рынки, в рестораны, к перевозчикам и так далее. Для этого создали специальные мобильные группы контроля за соблюдением карантинных требований. Мобильные группы состоят из представителей районных госадминистраций, Госпродпотребслужбы, департамента благоустройства КГГА, Национальной полиции и муниципальной охраны.
«Они ежедневно проверяют соблюдение противоэпидемических требований в деятельности предприятий торговли, общественного питания, бытовых услуг и т.п., — говорится на сайте КГГА. — В случае несоблюдения работниками или посетителями требований карантина, составляется протокол об административном нарушении по статье 44-3 КУоАП. Санкция статьи предусматривает штраф для граждан от 17 до 51 000 гривен, а заведение ожидает штраф от 34 до 340 тысяч гривен. Кроме того, в случае фиксирования значительных нарушений заведение может быть закрыто, а восстановить деятельность — только после устранения нарушений».
«ЛЮДЕЙ КОНТРОЛИРОВАЛИ ПУТЕМ ЗАПУГИВАНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ»
Похоже, без контроля извне справиться с эпидемией не получится. Государство не может самоустраниться от нерешенной проблемы. А нам до сих пор не могут объяснить ни в Минздраве, ни в Офисе Президента, чем вызваны последние прыжки с количеством инфицированных в сутки — это вторая волна эпидемии, рост тестирований, последствия безответственного выхода из карантина, а может быть — все вместе?
К сожалению, ответы ищут единицы, большинство отпускает ситуацию на самотек. Кризисный психолог Татьяна Сиренко сравнивает поведение граждан, пренебрегающих сейчас правилами карантина, с действиями подростков, которых родители оставили одних дома. По ее словам, так происходит потому, что исчез внешний контроль, с которым общество жило последние три месяца.
«Когда мы входили в карантин, ограничения появлялись постепенно, хотя они были довольно жесткими. Также было большое запугивание, внешнее управление, действовали ощутимые штрафы. Получается, что внешний контроль осуществлялся часто путем запугивания или наказания. Как всегда, все работало весьма избирательно, некоторые действия не выглядели логичными прежде всего потому, что не было объяснений, не было психологической осведомленности людей, медицинского просвещения, когда людям объясняют, почему это важно, почему нужно относиться ответственно к своему здоровью и здоровью своего окружения», — объясняет психолог.
Получилось так, что внешний контроль подкрепил детскую позицию, когда ответственными за определенные действия будет старший, то есть государство. «Запугивание было: на некоторых каналах показывали, как в Италии везут колонны двухсотых. И собственно это, в какой-то степени приводило к тому, что люди начинали защищаться, соблюдать условия карантина, следить за новостями, следить за своим окружения и по максимуму дистанцироваться, — добавляет Татьяна Сиренко. — Если сейчас выйти на улицы и спросить, какие существуют правила карантина, нужно ли носить маски, можно услышать немало абсолютно противоположных утверждений. То есть у людей нет четких инструкций».
«НЕОБХОДИМЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ»
Теперь каждый гражданин сам отвечает за свою жизнь. Но не все умеют и знают, как это делать. Как объясняет наша собеседница, существует определенная часть общества, достаточно зрелая, которая всю жизнь берет на себя ответственность, не ждет государственных указаний и сама пытается найти для себя золотую середину. Другая часть общества еще не готова брать на себя ответственность, поэтому когда исчезает внешний контроль, люди ведут себя как подростки без присмотра взрослых.
«В этой ситуации еще менее безопасно чувствуют себя те, кто берет на себя ответственность и осознает риски. Эта категория людей пытается объяснять что-то неответственным, и поэтому могут возникать конфликты, — говорит Татьяна. — Просветительские мероприятия проводить уже, конечно, поздно. И мы не имели времени, чтобы заниматься просвещением, хотя нужно понимать, что эта ситуация с коронавирусом надолго. Если за три месяца карантина люди не осознали уровень безопасности, значит они этим и не интересовались вообще, нужно к ним искать другой подход. Итак, следует определять целевые аудитории, возможно, провести какие-то исследования, чтобы выяснить, что для этих людей актуально и на что они будут ориентироваться. Человек сознательный сам понимает, как заботиться о себе. А если человек несознательный, то нужно зацепить что-то из круга его интересов. Можно снимать какие-то видео или комиксы делать. На кого влияют медийные личности, например, слова Виктора Ляшко кто пропустил мимо ушей, возможно, призывы от Олега Винника кому-то помогут?»
Вместе с тем весь мир постепенно выходит из карантина, так же, как и Украина. Но срабатывают ментальные отличия. Британцам разрешили отдать детей в детсады и школы, однако, по данным социологической службы Opinion, большинство граждан относится к такому разрешения со страхом. Часть британцев просит продлить карантинные мероприятия и запретить работу пабов и концертных залов. Люди боятся выходить на улицы, о чем свидетельствуют пустые общественные автобусы.
Италия, которая возмутила весь мир масштабами эпидемии, тоже ослабила карантин, но сделала это значительно осмотрительнее. Власть доверяет своим гражданам, но и проверяет. В отличие от нашей железной дороги, где контроль прописан только на бумаге, в итальянских поездах всем пассажирам измеряют температуру, дают бесплатные маски и перчатки, обрабатывают руки антисептиком. А для контроля за тем, как люди придерживаются социальной дистанции и масочного режима, привлекли более 60 тысяч волонтеров по всей стране.
Во всяком случае с людьми нужно работать. Нельзя допускать, чтобы общество оказалось в информационном вакууме, потому что тогда свободное инфопространство займут второстепенные новости, далекие от коронавируса. Конечно же, личную ответственность тоже никто не отменял.
Выпуск газеты №:
№113-114, (2020)Section
Общество