Перейти к основному содержанию

Болевой порог

Урбанистическая ненасытность подсказывает — тут всегда будет что расшифровывать
25 июня, 17:24
НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ ЛЮБИЛ ПОДОЛ И, КОНЕЧНО, НЕ РАЗ ПРОГУЛИВАЛСЯ ПО КОНТРАКТОВОЙ ПЛОЩАДИ, ПО УЛИЦАМ МЕЖИГОРСКОЙ, ВЕРХНИЙ ВАЛ. НЕКОТОРЫЕ ДОМА И АРХИТЕКТУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ПИСАТЕЛЬ УЗНАЛ БЫ И СЕГОДНЯ

Гуляя исхоженными тропинками исторически особенного дивного уголка Киева в районе Андреевского спуска, о котором почти все известно, и все же — если поставить задачу узнать больше усредненной туристической скороговорки о местах, где не бывает безлюдья, то улицы охотно начнут рассказывать и даже жаловаться. Десятинному переулку, к примеру, стало очень неуютно, и это заметно, когда тут выросла тюремного вида коробка несмотря на бурное возмущение всех небезразличных. И стоит это нечто в драпировочных лохмотьях, которые развеваются пугающе на ветру, а внизу, как бы в насмешку, татуировочный салон вывесил свое объявление «Делаем больно». Вроде, невольно и смешно получилось, да скорее грустно. Правда, в последние  дни не заметила там строительной суеты. Может, все же срежут хотя бы «голову» этого стилистического чужака и уменьшат ущерб, конечно, если это еще возможно.

На этом маршруте по-своему помогали воспоминания писателя Нечуя-Левицкого, бесконечно влюбленного в Киев, особенно в улицу Владимирскую в районе Андреевской церкви (где он жил), в Подол, Владимирскую горку. Попробовали уловить в его давних воспоминаниях общие с нашими, сегодняшними, впечатления. Неожиданно сразу помогла нарисованная мудрая бабця, портрет которой кто-то прикрепил в проходной арке на улице Владимирской, почти рядом с подъездом, где жил Иван Семенович. Под портретом — категорическое «Поки все як завжди». Лейтмотив родился сам собой, и уже активно начали искать подтверждения.

НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ ЛЮБИЛ ПОДОЛ И, КОНЕЧНО, НЕ РАЗ ПРОГУЛИВАЛСЯ ПО КОНТРАКТОВОЙ ПЛОЩАДИ, ПО УЛИЦАМ МЕЖИГОРСКОЙ, ВЕРХНИЙ ВАЛ. НЕКОТОРЫЕ ДОМА И АРХИТЕКТУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ПИСАТЕЛЬ УЗНАЛ БЫ И СЕГОДНЯ

В 1910 году писатель наслаждался: «Я був радий, що мені ввечері можна було піти за Михайлівський монастир і посидіти на чистому повітрі цілий вечір на Владимирській горі, де я теперечки звичайно щовечора сиджу, одпочиваю й милуюсь широким простором за Дніпром...»

Его любимая беседка все же не смогла полностью сберечь чудный вид, но дали все равно прекрасны.

Живя в этом районе, невольно постепенно запомнила многих профессиональных нищих, ежеутренне занимающих каждый свое сидало. Нечуй-Левицкий в свое время также это отмечал, например, в рассказе «Київські прохачі». Он писал Б. Гринченко: «Це колекція прохачів з інтелігентів-пролетарів та усяких ледарів, назбирана мною в Києві, вони трусять торбами та живляться коло Печери під монастирями в Києві».

КИЕВСКИЕ ТИПАЖИ, ВДОХНОВЛЯВШИЕ НЕЧУЯ-ЛЕВИЦКОГО К СОЗДАНИЮ КОЛОРИТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ. ФОТО ИЗ КОЛЛЕКЦИИ СЕРГЕЯ ПЯТЕРИКОВА

Сейчас кое-что в этом промысле изменилось, теперь, добавлю, нищие около Владимирской горки вооружены мобильниками и прекрасно улучшили комфортность рабочего процесса. Увидят, скажем, свадьбу, которая увлечена своей фотосессией, и сразу дают ориентировку напарникам: скорее к елке возле камня. Они там. Не упустите. Так целый день. Бывает, весело болтают, отмечала, но как углядят платежеспособное тело, так сразу сгорбятся, а руку с фирменным стаканчиком удачи наметанным движением выкинут вперед.

Когда мы рассматривали старые открытки с персонажами времен Нечуя-Левицкого, сразу припомнилась его особая тщательность в описаниях улиц, урочищ, майданов, по которым в тот день и мы бродили. В «мещанской комедии» «На Кожум’яках» тонко и метко высмеян им подольский быт, да, собственно, в переработке Михаила Старицкого пьеса «За двумя зайцами» знакома всем. Одному молодому автору, который сразу взялся за написание сложного текста, Нечуй-Левицкий посоветовал писать и писать, и признался: «Я написав уже чимало прозових речей, поки взявся за комедію «На Кожум’яках».

РЕАЛИИ КИЕВСКОЙ СОВРЕМЕННОСТИ

Соседи писателя утверждали, что могли по нему проверять часы: ежедневно в любую погоду ровно в три он выходил после обеда из своей квартиры, шел на Фундуклеевскую (ныне Богдана Хмельницкого), не спеша поднимался к театральному майдану, сворачивал возле аптеки и так же медленно двигался вперед, по Владимирской, прямо к подъемнику (фуникулеру), заворачивал на Владимирскую горку. Там сидел, любовался Днепром, думал о своем до шести вечера, затем спускался к Крещатику, а потом уже — домой. Ровно в девять он ложился спать. Всегда.

«Кстати, — вдруг спросил мой спутник по киевским мандрам Сергей Пятериков, — сколько, как думаешь, улиц выходит на Крещатик?» Я начала сразу подсчитывать, а он засмеялся: «Ты что, забыла нашу редакционную шутку. Ни одной. С Крещатика все только начинается. Так издавна повелось». Да ладно, всезнайка, смотри — на Владимирской горке новые скульптуры, обновленные клумбы. Приятно. Одна лежащая композиция в форме бесконечности подсказала очевидное — у бесконечности вовсе не беспределен болевой порог, и сегодня мы отвечаем за свой отрезок этой самой бесконечности. Не делаем больно.

Мы же встретимся за другим поворотом, будем вместе искать, не растеряв любопытства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать