Болонский процесс — не самодеятельность
Студенты — о трудностях адаптации к европейской модели обученияСейчас у студентов трудный период: на их светлые головы свалилась госпожа Сессия. Болонская сессия. О Болонском процессе говорят много, и это становится похожим на игру в «испорченный телефон»: никто уже и не помнит, какой была первая реплика. Тем не менее, мы стали участниками этой игры: на каждой пресс-конференции министр образования и науки делает акцент на благородной цели: усилении роли самостоятельной работы студентов, мотивации участников учебного процесса для достижения высокого качества подготовки специалистов, признании украинских дипломов за границей и тому подобное. Все вроде хорошо, но самые важные проблемы — внутри...
«САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» РАВНЯЕТСЯ «КАЧЕСТВО»?
Один из принципов Болонской системы — усиление роли самостоятельной работы студентов (в идеале количество аудиторных работ сокращается, студенты работают в библиотеке, а семинары превращаются в «консультативные часы», где преподаватель только акцентирует внимание на сложных для восприятия моментах). Но украинские вузы решили скомпилировать этот принцип с «советским», где лектор «разжевывает» материал и «кладет его в рот» студентам, и тем самым они пытаются объединить абсолютно разные принципы работы. Теперь материал подают в сжатом виде, а выражение «галопом по Европам» наилучшим образом его характеризует. Отдадим должное преподавателям: они знают, что студенты долго сидеть в библиотеке не будут. И то, что студент будет делать большинство заданий самостоятельно, вовсе не означает, что будет делать он их качественно. Он бы лучше посидел на лекции у профессора — хоть что-то, но запомнилось бы. Вместо этого вузы придумывают такие интересные вещи, как, например, «недели самоподготовки» (Институт иностранной филологии НПУ имени Н. Драгоманова). Предполагается, что эти семь дней студенты будут работать над творческими и научными работами (на самом же деле они едут домой).
Самое интересное, что систему самостоятельного образования Европа позаимствовала у нашей заочной формы обучения. Мне сразу вспоминается одна такая «заочница», которая не могла правильно написать элементарное заявление, при этом девушка училась на четвертом курсе филологического факультета!
ЭКЗАМЕНЫ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Болонская система предусматривает введение кредитно-модульного обучения. Студент должен сознательно учиться в течение семестра, а в конце давать преподавателю зачетку, где последний выставит честно заработанные баллы, не изматывая экзаменационным процессом. Что же у нас вместо этого? «Сознательно» учиться в течение семестра получается далеко не у каждого. Для чего переписывать статьи из учебника на десятки страниц? Есть ли результат от невероятного количества рефератов, которые «загружаются» из сети Internet, потому что когда не хватает баллов — это самый простой способ их получить? Преподаватели же, не изматывая экзаменационным процессом, ставить баллы не хотят. Некоторые выделяют на экзамен определенное количество баллов, например, 30, и студент просто вынужден их заработать. Другие не обращают внимания на результаты работы и всех гостеприимно приглашают на экзамен. Тогда возникает вопрос: зачем набирать баллы на коллоквиумах, семинарах, нудных лекциях и тому подобное?
Интересно мнение студентки Ирины, НПУ имени Н. Драгоманова: «Сегодня получаемые знания не составляют целостную картину. Все учится кусками. Когда была обычная система, легче было получить экзамен «автоматом». А даже тогда, когда приходилось его сдавать, я брала перед экзаменом учебник и все учила. Комплексно».
ПО 100 ИЛИ, МОЖЕТ, ПО 150?
В рамках Болонского процесса Министерство образования и науки говорит о легком трансфере оценок, то есть оценивания уровня знаний. А как тогда объяснить отсутствие однозначной системы в пределах Украины? Даже в пределах одного вуза? Почему одни преподаватели создают 100-балльную систему, а другие начинают модифицировать: то 150, то 200, то даже 500! Возникает вопрос о качестве информирования преподавателей о принципах и основах Болонского процесса. Создается впечатление, что они в чем-то не разобрались. Да и студенты часто не в совершенстве владеют информацией о принципах обучения. Им только на пятом(!) курсе ставят дисциплину «Болонский процесс», и преподают ее, как правило, работники-совместители, которые ничего нового и полезного выпускникам не скажут. Да и зачем это п’ятому курсу?
Тем временем бакалаврат пытается сам разобраться с оцениванием. Особенно трудно студенту-первокурснику, который мыслит категориями «5» — отлично, «4» — хорошо, учился в школе по 12-балльной системе, сдавал независимое тестирование по 100% схеме, а в вузе ему предлагают то 100, то 200 баллов. И как не запутаться? Поэтому перед сессией нередко можно увидеть картину: студенты склонились над журналом и считают свои баллы: прибавляют, вычитают, умножают... Неужели уровень знаний — это сумма баллов, набранных за рефераты?
ОДИН — ЗА ВСЕХ, И ВСЕ — ЗА ОДНОГО!
Начиная с 1991 года и в Украине говорят об индивидуальном направлении образования, его демократизации и гуманизации. Тем временем студенты учатся в группах, количество человек в которых — в среднем 25. Давайте смоделируем простую ситуацию: пара длится 1 час 20 мин. Как может один преподаватель опросить всех студентов, выставить всем баллы? Кое- кто решает это тестовыми заданиями. Но как оценить тестами журналистов, например, или актеров?! Получается, что за каждый балл студенты просто «грызутся», а это уже нездоровая конкуренция! И командный дух, который должен был бы быть в группе, таким образом уничтожается.
Говоря о баллах, стоит вспомнить о европейском опыте, когда студенты оценивают своих преподавателей: заполняют анкеты, где дают ответ на вопрос об уровне подготовки преподавателя. Преподаватели, попавшие в группу «не очень популярных», получают замечание, а в случае неоднократного низкого рейтинга вынуждены попрощаться с работой. В Украине такая практика не введена, хотя такую «фильтрацию» стоило бы провести...
Болонский процесс имеет как сторонников, готовых простить все неточности, так и тех, кто осуждает систему образования каждой клеточкой сердца. Тем не менее, Украина свой выбор сделала. Актуален вопрос о том, с чем этот самый Болонский (или как называют его студенты, живущие на Оболони, — «Оболонский») процесс есть и как. Поэтому пока — приятного вам аппетита!
Выпуск газеты №:
№2, (2008)Section
Общество