«Большая реставрация» на паузе...
В Минкульте еще не определились с перечнем памятников для планируемого восстановленияО президентской программе реставрации памятников стало известно еще в августе прошлого года. Тогда памятниковеды радовались, что наконец государство обратит внимание на заброшенные замки, церкви, костелы, особняки и другие полуразрушенные объекты культурного наследия. Наконец начнется их постепенное восстановление, реанимация и наполнение новым содержанием и жизнью.
Этот процесс был задокументирован в соответствующем указе Президента «О мерах по поддержке сферы культуры, охране культурного наследия, развитию креативных индустрий и туризма». Согласно этому указу Кабмин должен разработать и утвердить порядок отбора проектов ремонтно-реставрационных работ в отношении памятников культурного наследия. Проекты планируется реализовать в рамках программы «Большая стройка». В Минкульте, кстати, программу назвали «Большая реставрация».
Лишь в декабре прошлого года правительство утвердило порядок отбора проектов. Как сообщили в Министерстве культуры и информационной политики на запрос «Дня», по состоянию на 18 января процесс отбора проектов работ по реставрации, консервации, ремонту на памятниках культурного наследия не начат.
«Соответствующий перечень 150 объектов культурного наследия, которые будут отреставрированы в течение 2021 — 2024 годов в рамках президентской программы «Большая стройка» после завершения отбора Экспертной группой будет утвержден приказом Минкультуры, а также обнародован на официальном веб-сайте и распространен в СМИ», — добавили в пресс-службе министерства.
Поэтому вопрос — когда, сколько памятников и с какой сметой будет восстановлено в этом году — пока поставлен на паузу. Министр культуры Александр Ткаченко неоднократно заявлял, что этот проект — один из приоритетных для ведомства. Поскольку украинское культурное достояние заждалось масштабной реставрации. Это не просто спасенные стены, парки у дворцов или отреставрированная аутентичная мебель, это — шанс для нашей культуры подняться на другую ступень, в конце концов, это возможность зарабатывать на туристах громадам, в ведении которых находятся заброшенные памятники. Но без поддержки государства, а затем — инвесторов, это недостижимая планка. Далее на примерах расскажем, почему так.
«НЕ ТРАВМУЙТЕ ЯНГОЛІВ» / ФОТО ВИКТОРА СПИВАКА
СОХРАНИТЬ СВИДЕТЕЛЕЙ ИСТОРИИ
Замки для многих ассоциируются с чем-то романтическим, сказочным, с историями принцесс и благородных рыцарей. Мы привыкли, что каждый «порядочный» замок имеет свое привидение и красивую легенду. Однако на самом деле современные замки — свидетели прошлого, имеют много проблем и должны приспосабливаться к реалиям сегодняшнего дня, чтобы продолжить существовать.
Прежде всего замок — это место исторической памяти. Он сам по себе является памятником истории. Он является рассказчик, освещающим историю эпохи, в которую появился, историю владельца, людей, которые жили в то время. Он влиял на культурные реалии, а те влияли на него. Правильно охраняемый замок — это музейное, выставочное пространство, место публичных встреч, диалога, даже международного, элемент патриотического воспитания.
На территории Украины когда-то существовало несколько тысяч замков и крепостей, до нашего времени дожило около сотни. А вот таких, которые имеют хорошее состояние, можно пересчитать по пальцам. Украинские замки имеют собственные легенды, привидения, кровавые битвы и истории о большой любви. Однако они не имеют кому это рассказывать. А даже если имеют слушателей, то не имеют ресурсов, как это сделать.
Например, когда доезжаешь до Подгорцев, одного из самых красивых замков-крепостей в Европе, этот визит не оставляет после себя ничего, кроме привкуса грусти и чувства бессилия. Ренесансное здание поражает мастерством и оригинальностью архитектурных приемов, использованных при строительстве, однако так и стоит и осыпается без достойного инвестирования в восстановления. На многих замках, точнее их руинах, даже нет таблички, что это памятник архитектуры, охраняемый государством. Есть только табличка со времен УССР.
Я выросла на территории, которую никто не стремился слишком сильно защищать. Разве что во времена Руси, но тогда строили примитивные земляные укрепления — валы. Когда происходил активный процесс замкового строительства, границы подвинулись (и не раз), моя родная не дождалась мощных укреплений. Поэтому, во взрослом возрасте, когда я «заболела» замками, то все время ездила то на Буковину, то в Бессарабию, то на Западную Украину, то в Закарпатье, чтобы полюбоваться архитектурными «жемчужинами». В итоге я смогла нанести на свою личную карту около 30 замков Украины (знаю, мало) и много впечатлений от путешествий, много наблюдений, много выводов. Затем, когда горизонты моих странствий немного расширились, стала наблюдать, что люди в других странах делают со своими замками. И пыталась сравнивать и понять — можно ли так в Украине?
«ЧУЖОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»
Прежде всего я сделала вывод о существовании такой категории памятников, которую условно можно назвать «чужым культурным наследием». К этой категории можно отнести наследие евреев, которые когда-то жили большим центром на территории всей Европы, а после войны — известно. Часто в описании памятников какого-то города можно встретить информацию, что до войны здесь было больше синагог, чем церквей, а теперь осталась одна, и та хиреет. Также стоит упомянуть саксов Трансильвании — когда-то они эмигрировали из Румынии, то никто не хотел, не умел и не имел времени заниматься их культурным наследием. В Польше стоит к этой категории причислить немецкие замки и города. Эти памятники ассоциировались с национальностью, которую местная национальная идеология представляла как оккупантов, эксплуататоров и, в итоге Второй мировой войны, массовых убийц. Кто захочет заботиться о памятниках такого народа?
Стоит заметить, что украинские замки строили турки, поляки, молдаване, венгры, литовцы. Украинские земли имели бурную историю и по их территориям проходили границы многих государств, которые заботились об их охране. Были роды, которые строили замки, подвергшиеся определенной русинизации, но эта русинизация была временной. Поэтому, с одной стороны, можно тоже предположить, что замки на территории Украины чужие местному населению. Однако замок — это не только сооружение. Замок имеет как материальное, так и символическое значение. Это — место убежища от нашествий врагов, это важный административный, торгово-экономический центр, который вписывается в местный крайобраз, в сознание людей, живущих рядом, вписывается в культуру. И через некоторое время становится неотъемлемым от реалий локальной жизни.
Проблема опеки «чужим» культурным наследием заключается в том, что когда исчезает тот слой населения, для которого эти памятники являются натуральными, которые используют их каждый день, которые знают, какие элементы декора они должны иметь, то «наследники» не всегда знают такие тонкости. Культовые здания им ни к чему. Замки с годами тоже потеряли свою главную функцию, они больше не использовались ни как оборонительное сооружение, ни как жилой комплекс. Содержание было дорогим и неуместным. Менялось мировоззрение людей. Например, представим, что думали себе люди, насыщенные идеями марксизма-ленинизма. Для многих из них замки и дворцы ассоциировались с вредным буржуализмом, с эксплуатацией и тем историческим периодом, о котором лучше не вспоминать.
ЭЛЕМЕНТ ЛОКАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Если сконцентрироваться на польском опыте, можно выделить следующее.
Некоторые замки еще в эпоху романтизма стали героями литературных произведений, так прочно вписались в польскую коллективную память. Еще в то время, в XIX веке, общество осознало, что необходимо заботиться о замках — как о свидетелях прошлого.
Конечно, в Польше с замками тоже не все безоблачно, также есть проблема с финансами. Однако и местные фонды, и фонды ЕС активно используются для восстановления своего исторического богатства. В некоторых местностях даже маленький «несчастный» замок «законсервировали», хорошо подсветили, чтобы он напоминал о славном прошлом ныне провинциального городка.
Для популяризации замкового туризма было создано несколько туристических маршрутов, самыми известными из которых являются «Путь каменной готики», «Путь замков Тевтонского ордена», «Путь замков князей Мазовии», «Путь «орлиных гнезд», «Замки над Балтикой» (это международный проект). Таким образом замки стали элементом развития локального туризма, экономики малых местностей, а иногда даже основанием для международного сотрудничества. К разработке подобных маршрутов были привлечены специалисты из разных областей, поэтому это была также база для междисциплинарного диалога, обмена опытом экспертов из многих сфер.
КАК РЕАНИМИРОВАЛИ ВАРШАВУ
Интересная ситуация сложилась вокруг упоминавшегося ранее немецкого культурного наследия. В Нижней Силезии, на Западном Поморье и в других регионах страны, где ранее на протяжении веков компактно проживали немцы, после войны произошло кардинальное изменение — немцев выселили, на их места заселили поляков из бывших «областей», с других территорий страны. Большинство посленемецких городов, которые имели выразительный немецкий характер своей архитектуры до войны, в процессе конфликта были разрушены. Встал вопрос — стоит ли их восстанавливать в таком виде, как они существовали до этого?
Началась масштабная дискуссия. Конечно, приоритетом было восстановление «родного» культурного богатства. После восстания 1944 года в руинах лежала вся Варшава — столица страны. На ней в то время сосредоточили свое внимание. Что удивительно, были мысли, что историческую Варшаву не надо реконструировать, а на месте старого города стоит сделать транспортную развязку. Что же тогда ожидало «чужие» культурные достопримечательности? К счастью, в Варшаве был Ян Захватович, который настоял на восстановлении «Старувка». По фотографиям, офортам, записям в дневниках, старым планам поляки скрупулезно шаг за шагом восстановили сердце города. Их старания увенчались тем, что теперь центр Варшавы в списке ЮНЕСКО. А материалы для восстановления Варшавы свозили как раз из старых посленемецких городов, которых было не жалко на такое благородное дело.
Но со временем и на них обратили внимание, они получили свою долю опеки. Теперь, гуляя по Длугому Таргу в Гданьске, трудно представить, что кто-то спрашивает, стоит ли восстанавливать это место. Замки же Нижней Силезии являются местами, которые вызывают восхищение у самих поляков и являются объектами массового туризма, как местного, так и из-за рубежа. Например, Мошна и Ксьонж располагаются на верхних ступенях рейтинга самых посещаемых архитектурных памятников. Дела менее известных замков в маленьких местностях не так оптимистичны, однако фотографы, писатели и просто неравнодушные пытаются привлечь к таким местам внимание власти и общественности.
SPA В... ЗАМКЕ
Однако самая большая и интересная дискуссия велась вокруг Мальборка.
Мальборк в польском историческом сознании тесно связан с Грюнвальдской битвой 1410 года, когда союзные польско-литовско-жмудско-русинские войска под руководством польского короля Владислава ІІ Ягайло победили мощный когда Тевтонский орден. Однако память о мощи Ордена братьев немецкого Дома святой Марии в Иерусалиме еще долго холодила кровь жителям Инфлянт. В 1939 году польские пропагандистские плакаты откровенно выдвигали сравнение немецкого нацизма с немцами-тевтонцами. И вот, столица крестоносцев, замок Мальборк, известный Мариенбург, фактически полностью был разрушен во время войны. Стоит ли его восстанавливать? После многочисленных дискуссий было принято положительное решение. Финал восстановления состоялся в 2016 году. Сегодня Мальборк считается самым большим замком Европы и топовой туристической приманкой Польши. В 1997 году его вписали в список ЮНЕСКО. Помимо постоянной выставки ежегодно здесь происходит реконструкция сцены осады замка в 1410 году, много тематических экскурсий, проведение лекций и концертов. Кроме того, замок стал местом междисциплинарного польско-немецкого сотрудничества. Ежегодно замок принимает несколько cотень тысяч туристов.
В некоторых городах, например Пултуске и Рыне, замки стали гостиничными комплексами. Для желающих здесь проводятся туристические экскурсии, конечно, есть и выставочная зона. Но главная функция изменилась. В Рыне, например, в древних подземельях с арочными потолками содержится комплекс SPA.
Замки в малых польских местностях очень часто переделаны в административные здания. Например, еще один замок крестоносцев — Недзица, сейчас выполняет функцию дома культуры. Сама местность Недзица, как и Мальборк, не имеет ничего интересного для туристов, а вот замки приводят туда посетителей. Благодаря этому местные жители получили рабочие места, местные предприниматели получают выгоду от гостей.
НЕЗАВЕРШЕННОЕ ДЕЛО БОРИСА ВОЗНИЦКОГО
Конечно, передача памятника архитектуры в частную собственность — это вопрос проблематичный. Как и контроль над новым владельцем, соответствует ли его пользование объектом требованиям Венецианской карты и других документов, регулирующих отрасль. Другой стороной медали является то, что объект, чтобы жить, должен функционировать. И использование его является непременным условием восстановления, новой жизни. Не хочется говорить, но, возможно, лучше, когда его восстановят с нарушением международных норм консерваторства, чем он будет просто стоять и мирно разрушаться.
Украина имеет большой замковый потенциал. Это хорошо понимал Борис Возницкий, когда создавал «Золотую подкову». Он пытался на примере функционирования этого маршрута показать, насколько это перспективная отрасль, хотел привлечь внимание к вопросу и привлечь инвесторов. Однако, несмотря на то, что на проблему обращает внимание много волонтеров и журналистов и просто сторонников этой категории архитектуры, пока дело обстоит пессимистично.
Замки Украины могут служить инструментом привлечения интереса иностранных туристов. Например, тех же поляков, для которых эти объекты имеют сентиментальное значение и фигурируют в их классической литературе.
Большинство замков, лежащих в малых местностях, труднодоступны, там просто существует элементарная проблема с доездом — не хватает транспорта и нормальных дорог. Но если путешественник приложит усилия и все-таки доберется к памятнику истории, то на месте его не будет ждать даже табличка с краткой историей архитектурного памятника. Не то, чтобы музей или выставка.
Почему так? Возможно, не хватает воспитания локального патриотизма. Не раз я слышала от местных, которые подвозили меня, фразу, сказанную с искренним непониманием: «Зачем ты туда едешь? Там же ничего нет». Возможно, не хватает осознания важности проблемы среди лиц, которые могли бы повлиять на ситуацию. Люди просто не осознают, что мы здесь и сейчас ответственны за то, чтобы те, кто будет жить на этой земле после нас, увидели прекрасный Язливец или Червоногород, Невицкое или Поморяны. Возможно, если бы воспитанию локального патриотизма уделялось немного больше внимания, то люди хотя бы не вывозили мусор на территорию свидетеля истории и изредка выходили бы помахать косой в его окрестностях. Очень часто глубину потери понимаешь только после того, как она уже произошла.