Больше свободы и больше ответственности
В Минздраве считают, что нынешний год станет для отечественной медицины переломным
В минувшую пятницу Минздрав наконец-то решился выставить себе годовую оценку. Пусть случилось это с некоторым опозданием (ведь большинство министерств и ведомств итоги 2003-го уже подвели), однако проанализировать свою работу постарались объективно. Между фразами об успешности и прогрессивности заместители министра в своих докладах не забывали упомянуть о списке «недо». А по стечению обстоятельств, самооценку Минздрава можно было сравнить с видением ситуации Генпрокуратурой. Накануне итоговой коллегии она решила обнародовать результаты своих проверок на предмет соблюдения министерством законодательства по использованию государственных средств и внедрению в медучреждениях платных услуг. В итоге мнения Минздрава и Генпрокуратуры, как говорится, разошлись — против твердого «хорошо» такое же твердое «неудовлетворительно». «Контролерам» не понравилось многое. Например, то, как Минздрав соблюдает антимонопольное законодательство. Как сообщает obozrevatel.com.ua со ссылкой на пресс- службу Генпрокуратуры, там считают, что министерство лишь играет в конкурентную среду. А на самом деле тендерные предложения предоставлялись одновременно по одинаковым препаратам, одного производителя и с незначительным различием в цене. Нарушение сроков поставки уже приобрело системный характер, и происходило это даже тогда, когда сроки были определяющим критерием оценки тендерных предложений. Кроме того, как утверждает Генпрокуратура, при наличии у победителей тендеров оборотных средств от 10 до 150 млн. грн. по итогам работы за год они почему-то отчитывались как неприбыльные или убыточные. Финансовое же состояние участников торгов тендерный комитет МОЗ почему-то не брался основательно изучать. Словом, результаты проверки свидетельствуют, что на рынке торговли фармацевтическими препаратами завуалировано создавалась монополия. Более того, тендерный комитет не только допускал к участию, но и признавал победителями убыточные, обанкротившиеся предприятия.
Если же о конкретике, то у представителей Генпрокуратуры возникли претензии к цене, по которой закупались вакцины против гриппа — их можно было приобрести по 35 гривен, а не по 54, как это сделал Минздрав. Забегая наперед, стоит отметить, что на коллегии министр Андрей Пидаев попросил главного государственного санитарного врача Ольгу Лапушенко разъяснить эту ситуацию. На что получил, мягко говоря, неопределенный ответ: «Я не понимаю, почему вдруг поднимается этот вопрос. Когда у нас работали сотрудники Генпрокуратуры, никаких претензий у них не возникало».
Но вернемся к итоговым докладам в Минздраве. Здесь считают, что основным достижением года ушедшего стало выполнение всех финансовых планов. Впервые за длительное время программы были обеспечены практически на 100%, да и в целом денег выделили на 1 миллиард гривен больше, чем в 2002 году. Позитив еще и в том, что 16% министерской «копилки» составили собственные поступления. По словам первого заместителя министра здравоохранения, руководителя аппарата Минздрава Александра Орды, благодаря благотворительным взносам, гуманитарной помощи и оказанию платных медицинских услуг, бюджет здравоохранения удалось пополнить еще одним миллиардом 300 миллионами гривен.
Что же касается результатов улучшенного благосостояния, то в минувшем году удалось снизить показатели младенческой и материнской смертности, а также первичной инвалидности. По сравнению с 2002 годом, на свет появилось на 17, 9 тысяч человек больше. Больные диабетом были обеспечены отечественным инсулином практически на 100%. Удалось охватить прививками 90—95% детей, что соответствует требованиям ВОЗ. А кроме того, добиться от этой организации похвалы — в плане профилактики вертикальной трансмиссии (передачи ВИЧ от инфицированной матери к ребенку) Украина продемонстрировала высокие результаты.
Примечательно, что на коллегии на этом, по сути, и закончились упоминания о ВИЧ/СПИДе. Несмотря на то, что многие прогнозировали очередное обсуждение истории взаимоотношений Украины с Глобальным фондом по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией. Зато основной несбывшейся надеждой прошлого года стал Закон «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании», который, как известно, депутаты принять в третьем чтении отказались. Обтекаемо сказал А. Орда, что «были допущены ошибки в распределении средств и определении приоритетов». Посетовал он и на то, что сложно складываются взаимоотношения с регионами. Вслед за ним признала свою беспомощность в решении многих проблем Ольга Лапушенко. «В прошлом году от острых кишечных инфекций пострадало 5 тысяч человек. Но разве санэпидслужба способна повлиять на качество воды в сетях, которые в 80% случаях изношены?», — задала риторический вопрос главный санитарный врач. Как оказалось, не может Минздрав и «воспитать» аптеки — как показала проверка, в больше половины случаев лекарства там хранятся с нарушением инструкции. А что касается популярных ныне нареканий о поборах со стороны врачей, их халатности и нередко, мягко говоря, резкости — оправдание также есть. В Украине до сих пор не внесена ясность с платными услугами и бесплатной помощью, а кроме того, так и не определено, что же такое врачебная тайна и ошибка.
Зато по всей видимости нынешний год станет для сферы переломным. Времени почти не осталось — согласно поручению Президента, в 2004-ом к реформам здравоохранения необходимо подойти вплотную и приблизить качество оказания медицинских услуг к европейским стандартам. В своем 40-минутном выступлении Андрей Пидаев довольно подробно и доходчиво обрисовал, что сегодня нужно украинской медицине. Как оказалось, в первую очередь, стоит отойти от централизованного финансирования и управления медицинскими учреждениями. Им, по мнению А. Пидаева, необходимо дать больше свободы и вместе с тем — больше ответственности. Поликлиники и больницы надо перестать содержать (сейчас 70% бюджетных средств идет на зарплату персоналу и 20% — на оплату коммунальных услуг), а вместо этого оценивать их потребности в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг.
Затем планируют перевернуть кадровую пирамиду здравоохранения — существенно расширить ряды врачей так называемой первичной медико-санитарной помощи, то есть терапевтов (их сейчас не более 20% от всех медиков) и сократить количество узких специалистов. К последним, если реформа, наконец, осуществится, попасть на прием просто так не удастся. Стоит или не стоит идти, скажем, к эндокринологу — определит семейный врач, который, обслуживая на своем участке и взрослых и детей, еще должен при надобности порекомендовать к кому лучше обратиться.
Согласно опросам, получать медицинскую помощь в таком виде готовы 74% украинцев. Проблема лишь в том, что предоставлять ее пока некому. Как считает глава комитета ВР по вопросам здравоохранения материнства и детства Николай Полищук, с такими темпами подготовки врачей, семейная медицина появится в Украине лет этак через 25. Посему, дабы ускорить процесс, вполне вероятно, что в ближайшее время на подготовку определенных узких специалистов введут мораторий, тем самым расширив «семейные» отделения. Плюс ко всему на повестке дня активное сокращение койко-мест в больницах — опять-таки, чтобы не «кормить» их на всякий случай. Высвободившиеся средства планируют отправить в учреждения первичной медицинской помощи, которые, возможно, получат статус субъектов предпринимательской деятельности. Местные органы здравоохранения будут заказывать у них определенный список услуг и платить за них. Те же, в свою очередь, будут распоряжаться средствами по собственному усмотрению, но в то же время именно на них будет лежать ответственность за конечный результат — здоровье пациентов.
Естественно, все вышесказанное далеко не открытие — о самостоятельности медучреждений, семейных врачах и сокращении коечного фонда больниц говорят уже не первый год. В то же время в 2003 г. в Украине появилось менее 500 новых учреждений семейной медицины, а семейных врачей — всего 1074. Не более заметны и достижения в плане госпитализации — ее средний срок сократился в среднем лишь на 0,2 дня, а коечный фонд больниц — всего на 5%.
КСТАТИ
Минздрав Украины определил рейтинговые показатели своей работы среди областей Украины в 2003 году. По оценке состояния здоровья населения, доступности и качеству медицинской помощи, профилактической работы Харьковщина заняла второе место. Это лучшие результаты за все время существования системы здравоохранения в регионе, сообщил во время своего визита в область первый заместитель министра здравоохранения по связям с Верховной Радой Тимур ПЕДЧЕНКО. По данным, указанным начальником управления здравоохранения Харьковской облгосадминистрации Ю.Г. Федченко, прошлый год был довольно благоприятным для развития медицины на Харьковщине. Впервые за последние 10 лет удалось направить средства на переоснащение больниц современной аппаратурой, впервые централизовано выделены средства на проведение прививок и впервые все запланированные бюджетные расходы на медицину были выполнены на сто процентов.
Вполне возможно, что страховая медицина в Украине начнется именно с Харьковщины. По программе TACIS нашему государству выделен грант в 4 миллиона евро на разработку и внедрение модели страховой медицины. Для его реализации будут выбраны две области Украины, куда международные эксперты приедут уже нынешней весной. Т. Педченко уверен, что среди двух пилотных областей этого проекта должна быть Харьковщина (второй имеет шансы стать Львовщина). Кстати, будучи куратором Харьковской области в министерстве, принимая во внимание уже указанные аргументы, при осуществлении выбора международными специалистами он будет отстаивать именно ее интересы.
Выпуск газеты №:
№51, (2004)Section
Общество