«Большинство людей в Украине стали бедными не потому, что не хотят работать честно...», —
считает академик НАН Украины Владимир Панасюк
АНКЕТА «Дня»
1. Какие уроки ХХ столетия Вы считаете наиболее важными для дальнейшего развития цивилизации?
2. Какие тенденции в развитии украинского общества на рубеже столетий тревожат Вас больше всего?
3. Место и роль науки в жизни общества у нас и за границей. Какие они сейчас и какими Вы бы хотели их видеть?
1. Человек, овладев новыми знаниями о законах природы, начал широкомасштабно вторгаться в окружающую среду и разрушать ее ради быстрейшего удовлетворения своей собственной или групповой пользы. Назрела необходимость общедуховного оздоровления человечества, осмысления основной цели развития человеческой цивилизации. Без гармонизации взаимодействия человека и природы, без сохранения окружающей среды человечество не будет иметь перспективы нормального существования и развития.
Две мировые войны и длительное противостояние двух социально-политических систем в ХХ веке засвидетельствовали: человечеству необходимо исключить из арсенала решения конфликтных ситуаций войны, применение средств массового уничтожения, террор, порабощение более сильными народами более слабых.
Развитие науки и образования должны оставаться приоритетными для всего человечества. Без этого оно останется без оружия в борьбе с голодом, холодом, болезнями и не будет иметь новых технологий материального производства.
2. В общем тревожат тенденции развития и утверждения нашей государственности, экономики, культуры, науки, образования, духовности. А больше всего — отсутствие единства украинского общества в достижении величественной цели — построения независимого государства со стабильной экономикой, нацеленной на благополучие людей. Особенно беспокоит нечеткость провозглашаемых реформ в экономике, двойственное отношение к людям, занятым в материальном производстве, науке, образовании, культуре. На словах — поддержка, а на деле — урезание финансирования. Мол, еще нет нужного наполнения бюджета. Нужно еще потерпеть. А кто не может терпеть — наносит вред государству. В то же время замечается рост расходов на руководящие структуры различных рангов. Происходит расслоение украинского общества на богатых и бедных. Последние стали бедными не потому, что не работали или не хотят работать честно, а потому, что в ходе реформирования нашей экономики были допущены ошибки. Это угнетает, размывает веру в справедливость.
3. Украина на время провозглашения независимости имела очень мощный научно-технический и технологический потенциал. За годы, которые миновали с тех пор, она его постепенно теряла. Это уже настолько ощутимо, что создает угрозу сохранению известных украинских научных школ, дальнейшему развитию научно-технического прогресса в стране. Главная причина — ограниченность и нестабильность финансовой поддержки со стороны государства. А также созерцательная позиция государственных администраций на всех уровнях. Все это приводит к деградации науки, упадку научно-технического прогресса. В итоге Украина, с одной стороны, теряет свои возможности создания новых знаний на уровне мировых научных достижений, а с другой — возможность оперативно использовать мировые научные и технологические приобретения. Для нашей молодежи сфера научной деятельности в такой ситуации становится не престижной. А это уже угрожающая ситуация!
Без инвестиций в науку экономический рост независимого государства становится проблематичным. Экономически развитые зарубежные государства, как известно, постоянно и весомо инвестируют науку не потому, что они богатые, а они богатые потому, что должным образом инвестируют науку.
Выпуск газеты №:
№110, (1999)Section
Общество