«Бронебійна публіцистика» как средство познания языкового вопроса
Во Львовском национальном университете им. И. Франко прошел всеукраинский социолингвистический семинарНедавно на базе филологического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко состоялся Х Всеукраинский социолингвистический семинар. На мероприятии встретились украинские и зарубежные ученые, а также студенты из одиннадцати высших учебных заведений Украины.
«В Украине социолингвистика, к сожалению, еще не очень распространена. Это подтверждает и практика нашего семинара — из 11 университетов курс социолингвистики есть лишь в четырех. Однако, на мой взгляд, не преподаватель, а именно студенты должны давать запрос на изучение дисциплины, как это было в случае с нашим университетом. В нашей языковой ситуации это очень важно, хотя непросто, ведь под давлением очень мощной русской традиции мы можем потерять собственную. Именно поэтому нам нужно наполнять категорийную базу украинской социолингвистики, — рассказывает Галина Мацюк, руководитель семинара, профессор кафедры общего языковедения Львовского национального университета имени И. Франко. — На сегодняшний день наше общество еще не гражданское, и социолингвистика — это такая учебная дисциплина, которая могла бы способствовать формированию такого типа общества. Развилась бы связь «преподаватель-студент», но студент как транслятор этих идей в общество. Это то, что делает газета «День». Она аккумулирует наиболее интересные вещи и направляет их в социум, пытается его объединить. Подобная задача и социолингвистики. Мы должны готовить сильного филолога, потому что таков запрос языковой ситуации в Украине, запрос нашего общества, которое еще не знает, что происходит с ним. А главная проблема, что этим языковым вопросом руководит политический фактор, а не человек». Именно поэтому одним из центральных событий на социолингвистическом семинаре был круглый стол «Бронебійна публіцистика» как средство познания языкового вопроса в современном обществе». Во время мероприятия студенты пытались проанализировать 15 трудов наиболее выдающихся украинских публицистов с точки зрения социолингвистики. Участники дискуссии выражали мнение, что издание «Бронебійна публіцистика» является чрезвычайно важной базой источников по истории украинской социолингвистики, а также основой формирования содержания таких социолингвистических категорий, как «общественные функции языка», «государство», «нация», «народ», «социальные группы» и «культура». На протяжении часа молодые ученые, базируясь на книгах из «Библиотеки газеты «День», искали ответ на вопросы, каковы же перспективы взаимодействия языка и общества. Большинство участников сошлись во мнении, что состояние современного украинского языка и культуры требует таких изданий, как «Бронебійна публіцистика». Важными также являются активные общественные обсуждения и анализ достижений украинских историков и публицистов, ведь, как известно, истории свойственно повторяться.
Кроме того, в рамках семинара прошел также ІІ тур Всеукраинского конкурса студенческих исследований по социолингвистике. Представляя работы, студенты дискутировали о состоянии и статусе украинского языка, его роли в исторических процессах государство- и нациеобразования. Рассматривали такие социолингвистические категории, как «язык села», «языковая идеология», «языковая дискриминация» и «языковое право». Не обошли молодые ученые в полемике и проблемы языка украинских СМИ, ведь медиа являются важным фактором в формировании виденья множества общественных проблем, среди них и языковых. Активными обсуждениями сопровождались освещенные проблемы засилья сленга и билингвизма на территории Украины.
«Социолингвистика — именно та наука, которая занимается языковой политикой, и это логично, что именно она должна влиять на становление и развитие украинской нации. Фактически в каждом европейском государстве всеми процессами языковой политики и создания государства занимаются социолингвисты, то есть те люди, которые полностью осведомлены в вопросах взаимодействия языка и общества. Такими вопросами должны заниматься специалисты, а не те люди, которые у нас принимают языковые законы», — говорит победитель конкурса Марьяна Салецкая, студентка 4 курса филологического факультета Львовского национального университета имени И. Франко.
Выпуск газеты №:
№65, (2013)Section
Общество