Бросай «Шинель», читай «Курочку Рябу»!
Речь, прочитанная с бокалом в руке ученому собранию философовЧто суть народные сказки в контексте экспансии христианства в Киевскую Русь? Напомню, что внедрение властью этой миролюбивой и всепрощающей религии в повседневность язычников, которыми ранее было практически все население, проходило далеко не мирными методами. В частности, священные тексты язычников — «кощуны», были повсеместно уничтожены, а тех, кто пытался воспроизводить их вербально — «кощунствовать», подвергали репрессиям. Тогдашние ученые — волхвы (волхв: мудрец, звездочет, астролог, чародей, колдун, знахарь, ворожей, чернокнижник. — Толковый словарь Даля ) в этой нелегкой для мыслящих людей ситуации (а когда она была легкой для ученых в нашей стране?) сделали попытку передать нам свои знания, зашифровав их в народных сказках, песнях, обрядах…
Я не берусь рассмотреть весь массив этого послания из прошлого. Вот лишь история о Курочке Рябе. Она довольно проста на первый взгляд. Для неких Деда и Бабы Курочка снесла золотое яичко. Дед и Баба поочередно пытались разбить его, но не смогли. А вот пробегавшая мимо Мышка махнула хвостиком, отчего яичко упало и разбилось. Дед и Баба заплакали, но Курочка, попросив их не плакать больше, пообещала снести им еще яичко, но уже не золотое, а простое.
С раннего детства эта сказка, безусловно воздействуя на нас, что и бывает со всеми сакральными текстами, всегда оставалась не до конца понятой, что свидетельствует о пластах глубинной, зашифрованной в ней предками информации.
Вот, например, некоторые из вопросов, которые вызывают раздумья.
Почему Дед и Баба, несмотря на их старания, не смогли разбить золотое яйцо, и почему это так легко получилось у Мышки?
Почему они плакали, хотя желаемый результат был достигнут Мышкой?
Почему Курочка, которая, как ясно из текста, в состоянии нести золотые яйца, отказывается сделать это еще раз?
И вообще, неясен статус самой Курочки в этой истории — кто она: объект подчинения, как всякое домашнее животное, либо равноправный член рассматриваемого сообщества, или (даже!) его лидер?
Так в чем же сакральная задача текста «Курочки Рябы»?
Версия первая. Сказка наполнена недоговоренностями и неясностями умышленно, чтобы у юных слушателей (читателей) сформировать на бессознательном уровне видение сложного в простом и стремление к разрешению неопределенностей.
Версия вторая. Сказка, подобно библейским сюжетам, повествует о происшествии, знание о котором было поучительным для определенной группы людей, в данном случае, ученых-волхвов. Нам представляется крайне затруднительным реконструировать событие в реалиях времени создания текста, да, видимо, это и необязательно — сакральные тексты существуют вне времени, и каждое поколение вносит в него свои реалии. Мы также склонны полагать в этой истории о волхвах Курочку главным действующим лицом. Курица, что вполне вероятно, была тотемом волхвов, ее приносили в жертву на священнослужениях. Этот обычай долго сохранялся в украинских селах, где затем уже христианским священнослужителям селяне носили курочек. Да и в американских городах в День рождения Солнца жареная курица (индейка) — традиционно желанный гость в доме. Помнится мне, что когда я начинал свою научную карьеру и хотел продвигаться, прыгая через ступеньку, мой руководитель мне ставил в пример Курочку: «Курочка по зернышку клюет».
Видимо, сюжет сказки может быть расшифрован следующим образом. Курочка — шеф научного коллектива специалистов — предложила небольшой группе опытных исследователей — Деду и Бабе — валютный грант (золотое яйцо) для разрешения важной научной проблемы. Но те, как ни старались, не смогли ее разрешить и совершить научное Открытие (открыть яйцо). А юная аспирантка — вертихвостка Мышка, мимоходом делает это Открытие. Ее за это не хвалят — «Курочка по зернышку клюет», но Деду и Бабе в дальнейших грантах отказано, их ждет обычная рутинная работа…
Это печальная, но назидательная история о разобщенности научного коллектива. Думаю, что каждый сделает для себя надлежащие выводы. А я предлагаю поднять бокалы и выпить (или, как выразился в газете «День» К. Рылев — «дернуть») за научные Открытия, за единение для их достижения силы и изворотливости молодежи с опытом и знаниями зрелых ученых!
(Слышны одобрительные восклицания и звон бокалов)
Выпуск газеты №:
№68, (2002)Section
Общество