«Буревестник» и российская ядерная угроза
Деструктивная система неуклонно погружается в кризис и при этом тянет за собой в бездну весь мир
С точки зрения антропологии, природные катастрофы активизируют соответствующие поведенческие модели сообществ, тогда как техногенные аварии больше связаны с моделями управления, присущими государственным институтам. Говоря языком управления рисками, уменьшение потерь и убытков от природных чрезвычайных ситуаций требует адекватного восприятия рисков и угроз, тогда как техногенные аварии требуют повышения качества коммуникации рисков.
Адекватная и правильно структурированная коммуникация рисков — сложный, многокомпонентный, интерактивный процесс обмена как можно более полной и корректной информацией между экспертами, лицами, принимающими решения, социальными институтами и другими заинтересованными сторонами — является критически важной компонентой принятия верных стратегических и тактических решений, адекватного восприятия угроз обществом и формирования соответствующего группового поведения, корректной оценки воздействий, и в конце концов — уменьшения потерь и убытков.
Впрочем, именно коммуникации, в том числе и рисков, являются ахиллесовой пятой закрытых вертикально-интегрированных управленческих систем, отделенных от общества и социальных институтов, и именно это приводит к воспроизведению ошибочных управленческих решений, что ведет к увеличению потерь и убытков в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций.
Эту вполне банальную истину из области теории управления еще раз иллюстрирует история вокруг аварии российской ракеты «Буревестник», которая разворачивается на наших глазах.
После Чернобыля и Фукусимы реакция мирового сообщества на аварии на ядерных объектах довольно однозначна и вполне прогнозируема: вся полнота информации должна быть доступна специалистам для оценки последствий, рисков и угроз; все решения должны приниматься прозрачно и коллективно, с привлечением международных организаций и широкого круга экспертов, исходя из потенциально глобального характера угрозы.
Реакция Кремля на аварию на полигоне Ньонокса под Архангельском 8 августа абсолютно обратна: российские власти все отвергают, отрицают, скрывают данные и отказываются от любого сотрудничества. После того, как скрыть сам инцидент не удалось, все силы были брошены на то, чтобы исказить и скрыть реальную картину произошедшего.
В частности, в течение первых суток было прекращено передачу данных из двух российских станций Международной сети мониторинга (International Monitoring System — IMS) Организации Договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах (Comprehensive Nuclear-Test-Ban Treaty Organization — CTBTO) — в Дубне и Кирове, а в течение следующих четырех дней еще с двух — Билибино на Чукотке и Залесово на Алтае.
Управляемая из офиса в Вене сеть мониторинговых сейсмических, инфразвуковых и радионуклидных станций должна обеспечивать контроль над ядерными испытаниями. Ранее руководство CTBTO заявило, что испытания «Буревестника» были зарегистрированы с помощью сейсмических и инфразвуковых устройств.
Также экспертами было проведено моделирование потенциальных последствий ядерной аварии. В частности, по имеющимся данным IMS и метеорологическим данным эксперты CTBTO провели анализ и предварительное моделирование распространения потенциального загрязнения, вызванного аварией ядерного устройства. Даже несмотря на то, что многие из специалистов указывают на методологические ограничения использованного подхода ABRS CTBTO-WMO (Atmospheric Backtracking Response System), и в частности, модели FLEXPART, результаты применения модели позволяют оценить объемы и возможные последствия инцидента. Реакции Кремля на эти результаты, указывающие на значительный потенциал загрязнения, нет. Как нет и данных, которые позволили бы корректно оценить риски.
Путинское заявление «никакой угрозы нет, и никакого повышения фона тоже не существует», которое он сделал 19 августа на встрече с президентом Франции Эммануэлем Макроном, по форме и сути почти тождественно его знаменитом замечанию «она утонула», сделанному 8 сентября 2000 в шоу Ларри Кинга по поводу гибели подводной лодки «Курск».
И здесь не стоит обвинять в каком-то особом цинизме или людоедстве отдельных представителей путинской «вертикали» — это свойство управленческой системы, которая определяет поведение встроенных в нее элитарных групп.
В этой деградированной криминализированной системе ценность человека исчерпывающе определяется ее местом в вертикальной мафиозной иерархии, так что борьба за статус является ключевой движущей силой поведения. Таким образом, попытки любой ценой скрыть собственную некомпетентность ради сохранения иерархического статуса, защитить и увеличить доходы в коррупционных схемах является движущей силой того псевдо-элитарного поведения, что приводит к воспроизводству катастроф и увеличению потерь из-за пренебрежения коммуникациями рисков в сложной социальной среде.
В конце концов, такое поведение элитарных групп приводит к коллапсу режимов, иногда — к разрушению стран. Это та цена, которую приходится платить за попытки консервативных элит сохранить присущую им устаревшую систему управления в кардинально изменившихся социальных и политических условиях. Но сейчас, из-за стремительной глобализации и глобальных социальных трансформаций, цена увеличивается и тоже «глобализируется».
Существуют такие системы управления, функционирование которых создает угрозу всему окружающему миру. Наш мир стал слишком открытым, слишком взаимосвязанным, крайне насыщенным разнородными, многокомпонентными интерактивными коммуникациями, следовательно, существования таких систем не только разрушает их собственные общества и страны, но и генерирует неприемлемые риски для всего глобального сообщества.
Эта система неуклонно погружается в кризис, и при этом тянет за собой в бездну весь мир. И мировым лидерам следует наконец прекратить собственные деструктивные игры в популизм и понять, с кем они имеют дело. Иначе очень многие рискуют пойти ко дну истории вместе с «Курском», «Лошариком», «Буревестником» и обреченными российскими криминальными элитами...
ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»
Украинские СМИ показывают карту распространения радиационного шлейфа, который якобы накрыл Украину. Эту карту в своем Twitter обнародовал глава Организации договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний Лассина Зербо. Ее можно посмотреть здесь. Правда, в своем «Твиттере» он пишет, что это ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ движение туч
Выпуск газеты №:
№151, (2019)Section
Общество