Была бы прочна палатка...
Сколько стоит посидеть у костра?
Люди идут по свету,
Недавно в одном из столичных спортивных магазинов наблюдал, как представительный, неплохо «прикинутый» мужчина лет пятидесяти подбирал себе необходимую походную амуницию, водя пальцем по списку, набросанному на отвороте рекламного проспекта какой-то турфирмы.
— А где изготавливают эти палатки? — обращается он к продавцу.
Вместо вразумительного ответа, человеку пришлось выслушать глубокомысленные рассуждения работника торговли об относительности самого понятия «прочность», о тленности всего сущего и о необходимости бережного отношения к дорогим вещам. Примерно аналогичные рассуждения последовали и при ознакомлении незадачливого туриста со спальными мешками и одеялами.
Единственное, с чем действительно трудно было не согласиться в ходе всех этих рассуждений — это то, что все необходимые составляющие походного снаряжения — вещи действительно недешевые, особенно если учесть нынешние доходы подавляющего большинства людей в нашей стране. Например, стоимость палаток в магазине, о котором шла речь, колеблется от 350 до 1000 гривен.
А что сегодня вообще может предложить наш рынок непоседам и искателям приключений?
Довольно полное представление об этом можно получить, заглянув в магазин «Товары для спорта и туризма» на бульваре Леси Украинки в Киеве. (Подобные магазины есть в большинстве крупных городов Украины.) Надо сказать, что от разнообразия предлагаемой продукции глаза у опытного покупателя здесь сильно не разбегутся. Ну разве что, какой-нибудь рыболов-любитель будет приятно удивлен, по сравнению с десятилетней давностью, выбором заграничных удочек, катушек и всяких разных сопутствующих премудростей. Да, может быть, еще человек, неравнодушный к двухколесным средствам передвижения — задержится у стойки с велосипедами. Здесь действительно есть на что поглазеть: конструкции самые разнообразные, опять же — фирмы все именитые, ну и цены тоже — не сильно-то и разгонишься, от 450 аж до 2000 гривен. Довольно большой выбор и надувных лодок, причем — преимущественно заграничного производства.
А вот необходимое в любом походе снаряжение: рюкзаки, палатки, спальные мешки, матрацы, специальная одежда — представлено не в очень широком ассортименте. Однако при этом здесь присутствуют образцы товаров по сути от всех существующих в Украине фирм, изготавливающих туристское снаряжение. Так что при большом желании можно обратиться прямо на фирму. Там уж вам выдадут полную информацию обо всех своих товарах.
Например, считающаяся престижной украинско-американская фирма «Эдвенчер», шьет палатки, рюкзаки, дорожные сумки, спальники, горнолыжные костюмы — по американским каталогам, при это используя материалы из Чехии, Кореи, Италии и Швеции. По словам сотрудника отдела сбыта этой фирмы Анатолия Кандюбы, их предприятие ориентируется на «среднего туриста», однако его услугами охотно пользуются и очень состоятельные клиенты, так как подобная продукция истинно «фирменного» происхождения стоит в 4—5 раз дороже. Да и приобрести ее можно лишь за границей.
Примерно тот же ассортимент снаряжения и одежды плюс специфические аксессуары, предназначенные для альпинистов и горнолыжников, предлагает фирма «Элита-Спорт». Тот же и принцип производства: материал импортный, пошив наш. Так же как и «Эдвенчер», «Элита-Спорт» ориентируется на среднего достатка туриста, при этом основной доход имеет все же от состоятельных клиентов. Кроме обычного снаряжения, «Элита-Спорт» предлагает еще и специфическую обувь для альпинистов испанской фирмы «Бриалли», каски и ледорубы от именитых итальянских фирм «Кэмп» и «Банетти», а также французские примусы, горелки и светильники.
Судя по ценам на все эти товары, наши «средние туристы» отнюдь не живут, как сейчас многие — от зарплаты до зарплаты. А кто же тогда те «состоятельные клиенты», о которых не без гордости упоминали представители названных фирм?
Но оказывается, есть у нас в стране любители туризма еще и покруче, предпочитающие приобретать не подделки, хотя бы и отменного качества, а настоящую «фирму». Например, комфортабельные семейные палатки из Германии по 400—500 долларов предлагает своим клиентам совместное украинско-французское предприятие «Фиорд-Бот».
Для увлекающихся катанием на лыжах и зимним отдыхом в горах целая сеть посреднических организаций предоставляет возможность приобрести товары от ведущих мировых фирм: «Адидас», «Соломон», «Майер», «Найк», — причем все, начиная с носков и заканчивая горнолыжными костюмами и собственно лыжами и ботинками. Одна только шапочка в подобных магазинах стоит столько же, сколько туристический рюкзак или простейший «спальник» у той же «Эдвенчер». Однако и эта продукция, особенно поближе к новогодним каникулам, расходится довольно бойко.
А какое же все-таки снаряжение предпочитает сегодня не «средний», а, скажем так, нормальный турист, продолжающий, несмотря на все сложности времени, «бороздить» родные и неродные просторы и покорять вершины.
— Удобное, прочное и, по возможности — недорогое, — отвечает руководитель секции туризма Дворца детей и юношества Зализнычного района Киева Елена Коробова. — В любом случае занятие туризмом на сегодняшний день — большая роскошь. Опять же — не все можно свободно купить. Например, если раньше весь перечень необходимых вещей можно было выписать на одной базе спортинвентаря, то сейчас этого уже нет в помине, и для того, чтобы полноценно подготовиться к походу, нужно хорошо побегать по самым разным магазинам. И все равно всего, что необходимо — у нас не достать. Нет креплений, веревок, карабинов для преодоления горных препятствий; не найти специальной посуды: котелков, термосов и прочее. Невозможно достать и столь необходимую в походе поливинильную подстилку «каремат», помещаемую между землей и палаткой. Большая проблема также найти хорошую удобную обувь. Все это при случае приобретаем за границей, в той же Словакии, например.
Ну а самое основное снаряжение нынешние туристы стараются приобретать оптом, так получается намного дешевле.
Елена Коробова со своими ребятами пользуется услугами своих знакомых — тоже профессиональных туристов, которые все необходимое для похода шьют сами, семейно-кустарным способом, ориентируясь прежде всего на своих друзей. Получается намного дешевле и, главное — надежней, ведь в этом случае все делается на совесть, как для себя. Кроме того, товар испытывается в действии, и если где-то что-то не так — недостатки устраняются немедленно, а все пожелания и рекомендации заказчиков учитываются на будущее.
— Конечно, до Запада нам еще далековато, — говорит Елена. — В той же Словакии в одном туристском маркете можно приобрести, как говорится, — от и до, начиная с палаток на любой вкус и цвет и заканчивая спичками и фурнитурой. Причем, клиенту предоставляется возможность все самому оценить и прощупать. Обувь, например, показывается в разрезе; по видео экспонируется процесс испытания различных товаров на прочность. В общем, попадая в такой магазин, чувствуешь себя человеком. Кстати, подобные магазины есть уже в Москве и Петербурге.
Как видим, даже люди с небольшим достатком, оказываясь за границей, не пропускают возможности побывать в туристском маркете и что-нибудь приобрести там для себя. Во всяком случае можно быть уверенным, что любая вещь «оттуда» — надежна, удобна и прослужит долго. Естественно, в этих же магазинах любят отовариваться и «новые украинцы». Правда «крутых» чаще интересует чисто внешний вид товара, ну, чтоб, как говорится, не ударить лицом в грязь. И, как правило, после двух-трех недель «активного отдыха» вся туристская атрибутика превращается для таких людей просто в ненужный хлам.
Кстати, отдельные наши сограждане вполне могут себе позволить пару недель «расслабиться» где-нибудь на островах, с полным пансионом, под неназойливым медицинским наблюдением и, естественно, с элементами активного отдыха, например, катанием на водных лыжах, всего-навсего за пять тысяч баксов. (Информация из столичных турагентств.)
И в то же время старший научный сотрудник какого-нибудь НИИ, скажем, Иван Кузьмич, который еще со студенческих лет не может нормально «жить и работать», если хотя бы две недельки в году не проведет в пути, с рюкзаком за плечами, с песнями Визбора и Окуджавы у ночного костра — при случае достает с антресолей свое старенькое — перелатанное, но зато такое родное — снаряжение, берет с собой жену и ребенка и отправляется в путь, подальше от шума городского.
В конце концов, для того, чтобы ощутить «приступ молодости», получить массу впечатлений и насладиться отдыхом на природе — совсем необязательно иметь крутые фирменные шмотки и дорогостоящее снаряжение...
Выпуск газеты №:
№6, (1999)Section
Общество