Бюджеты нацпарков урезали – ради АТО
Однако экологи заявляют: высвобожденные средства до военных не дошли, а объекты природно-заповедного фонда оказались на грани выживанияСокращение расходов в нынешние времена постигло и объекты природно-заповедного фонда. Министерство финансов направило соответствующее письмо в Министерство экологии и природных ресурсов, а оттуда соответствующие указания получили администрации национальных парков. Ведомства сообщают, что в соответствии с законом об изменениях в бюджет на 2014 год, администрации должны сократить объемы своих расходов на 70%. Вплоть до конца года. Такое требование касается большинства государственных учреждений. Средства должны были бы идти на обеспечение нужд армии и проведение антитеррористической операции. Активисты Национального экологического центра Украины обратились к Минфину за разъяснениями, какие именно объекты природно-заповедного фонда обязаны сократить свой бюджет, поскольку для них такое урезанное финансирование может превратиться в катастрофу. И что интересно, в перечне объектов, предоставленных Министерством финансов, нет ни одного из природно-заповедного фонда. Экологи удивляются, потому что национальные парки свои расходы сократили, а средства делись неизвестно куда.
— Выходит очень странная ситуация. В законе об изменениях в бюджет, который есть на сайте Верховной Рады, речь идет о том, что вводится отчисление средств, в частности и от национальных парков, на нужды АТО. Однако в письме от Минфина нет перечня этих парков. Это может быть какая-то техническая ошибка, с одной стороны, либо же манипуляция с деньгами. Думаю, на местах приказ Минприроды о сокращении расходов уже выполняют. Хотя эти деньги, которые требуют от нацпарков, в действительности даже не были предусмотрены в их бюджете. Из-за такой ситуации персонал будет увольняться, на охрану территории средств не будет, а это вызовет рост браконьерства. Одним словом, без денег национальный парк работать не будет.
Теперь природозащитники требуют от Министерства финансов, Министерства экологии и природных ресурсов, чтобы те расследовали, куда же именно и на какие нужды перечисляются средства объектов природно-заповедного фонда. А еще экологи взволнованы, почему именно из национальных парков пытаются выжать дополнительные суммы, когда финансируются они по остаточному принципу, а того, что выделяет государство, на все потребности не хватает. Большинство экспертов сходятся во мнении, что объекты природно-заповедного фонда — это не те категории государственных структур, на которые сейчас можно давить финансово.
Эколог из Одесщины, который занимается заповедными объектами своего края, Иван Русев рассказывает, что от дирекции Нижнеднестровского национального парка слышал нарекания, что бюджет будут сокращать и что даже без такого решения власти выжить парку было бы непросто.
— У нацпарков и без того было тяжелое положение. У них не было ни на что средств, кроме как на зарплату. Не было ресурсов, чтобы проводить мониторинг на территории и самое важное — охранять эту территорию. Даже если в действительности эти деньги идут на АТО, то урезка бюджета этих объектов разрушит саму идею природно-заповедного фонда, — объясняет Иван Русев. — Потому что территория без охраны, без мониторинга просто будет разорвана на куски. Сколько таких лакомых кусочков есть для тех, кто только того и ждет, чтобы лишить силы эти природно-заповедные организации. Я считаю, что АТО необходимо помогать, деньги нужно искать и затягивать пояса. Но национальные парки и другие объекты природно-заповедного фонда всегда получали копейки, и если сейчас у них забрать и эти средства, это будет катастрофа. А если выяснится, что эти деньги пошли куда-то на сторону, то это просто преступление.
Такими действиями можно разрушить систему природно-заповедного фонда, убеждены специалисты. Поскольку средств на содержание парков не хватало, многие из них имеют долги по полученным, но непроплаченным товарам и услугам. Из-за этого против некоторых администраций продолжаются судебные процессы. Плюс — часть нацпарков арендуют административные помещения, для чего тоже необходимы средства.
К тому же Украина обязана до конца этого года увеличить вдвое площадь природно-заповедных территорий (в соответствии с Национальным планом действий по охране окружающей природной среды на 2010—2015 годы, что выполняется при финансировании ЕС). По словам Ивана Русева, никто этого требования не выполняет. На примере Нижнеднестровского парка объясняет, что здесь часть территории пытаются лишить статуса заповедной, чтобы строить на этом месте линии электропередач. Хотя отчитываться перед представителями ЕС придется: почему количество заповедных объектов не увеличивается, а те, которые существуют, бросаются на произвол судьбы.
Выпуск газеты №:
№167, (2014)Section
Общество