Целиться в Бога!
Об эффекте религиозной псевдокоммуникации в состоянии войныЧасто мы говорим о том, что Майдан для нашего общества, безусловно, стал духовным феноменом, ведь мы видели немало позитивных тенденций в коммуникации между Церковью и обществом, а также в межконфессиональном диалоге. Несмотря на то, что вот почти на протяжении года украинцы презентуют себя миру, как молитвенный, милосердный, искренний народ, все же остается много таких вещей, которые особенно, по-моему, сегодня свидетельствуют, что «духовная руина» и постсоветские атеистические стереотипы еще не до конца преодолены.
ОСКВЕРНЕНИЕ СВЯТЫНЬ
На протяжении последнего года в медиа появлялось немало сообщений о вандализме над святынями или об исписывании стен храмов или других сакральных сооружений надписями, которые несут раздор в украинском межконфессиональном диалоге. В январе, во время разгара Майдана, первым «потерпел» Свято-Дмитровский храм Украинской Автокефальной Православной Церкви, находящийся в Харькове. Тогда несколько десятков юношей совершило провокацию относительно мирных жителей, которые в то время проводили собрание в храме в поддержку Майдана. В июне опять-таки было совершенно нападение на храм той же конфессии в Черкассах. В августе, на Житомирщине, вандалы уничтожили нарисованную детьми, которые были в лагере от местного прихода УГКЦ, карту Украины и разрисовали оскорбительными для греко-католиков лозунгами забор. На основе этих надписей Галичина, Волынь и Буковина — отдельная от Украины территория, на которой живут «униаты» (греко-католики. — Ю.Л.). И на рисунке неизвестных с этой «отдельной» территории символически капает кровь. Опять-таки в августе в Донецкой области были зафиксированными многочисленные нападения со стороны террористов на храмы УГКЦ. А также параллельно уничтожали святыни УПЦ (КП) в Крыму. В социальных сетях поочередно появлялись фото с ругательными надписями на оскверненных храмах.
Несколько недель назад во Львове неизвестные исписали стены трех храмов Украинской Православной Церкви. Везде одинаковая надпись: «ФСБ — УПЦ МП». В этом неприятном событии есть свои тревожные «звоночки». Поразило, что именно такое может произойти во Львове с уникальным межрелигиозным и межконфессиональным, мультикультурным пространством, с высоким уровнем духовности и толерантности. Оказывается Майдан и война на Востоке не стали для общества панацеей от всех «болезней», в том числе и моральной, вызванной советской пропагандой; ведь здоровое общество никогда не будет доказывать правильность своего мнения с помощью баллончиков и позорных надписей. Безусловно, мы можем иметь свою позицию по поводу действий определенного сообщества, ведь по Конституции каждый гражданин имеет право на религиозную свободу и вероисповедание. Однако, если мы считаем себя народом с глубинной христианской традицией, то никогда не поднимем руку на святыню — храм, мечеть, синагогу, потому что там живет Бог, который не имеет конфессиональной или, в общем, религиозной принадлежности.
«БЕРЕГИТЕ СОБОРЫ ДУШ!»
В теории журналистики псевдокоммуникация — это явление, которое связано с неправильным пониманием кодов, то есть определенного смыслового содержания, которое присутствует в том или ином информационном сообщении. То есть мы будто бы и перечитываем информацию, видим или воспринимаем ее на слух, однако наше понимание — это лишь вершина айсберга, то есть мы скользим внешней поверхностью, не углубляясь в суть. Этот феномен можно объяснить на примере, когда перед сдачей экзаменов студенты перечитывают конспекты, как говорят в народе — «зазубривают информацию», позже очень красиво воспроизводят изученное перед преподавателем, но едва лишь он поставит какой-то совсем другой вопрос, им тяжело дать на него ответ. То есть, об эффекте псевдокоммуникации можно говорить больше — мы видим лишь внешнюю оболочку информации, не углубляемся во внутренние смыслы, а, следовательно, — творим в своем миропонимании несколько искаженные образы определенных лиц, вещей, явлений; потому что не понимаем до конца. Поэтому эффект псевдокоммуникации до сих пор присутствует в нашем обществе.
В сегодняшних реалиях особенно досадно, когда мы изменяем акценты и живем по правилу «на войне все средства хороши». Когда рассуждала над этими событиями, вспомнился прочитанный много лет назад «Собор» Олеся Гончара. Вспомнился момент, когда главные герои произведения зашли в превращенный в склад и фактически свалку сельский Собор, запыленный, с плохим запахом, обвитый паутиной. Советское прошлое воспитало у нас именно такой образ храма — еще одного дополнительного склада. Основным страхом этой власти было то, что украинцы смогут прочитать свой духовный код и победить. Потому что борьба против Церкви, как институции, не только предусматривала создание культа земного лидера, но и уничтожение любых моральных ценностей, потому что там, где бездуховность легко манипулировать марионетками. По мнению известного украинского философа Сергея Крымского, Дом, Поле и Храм — это архетипы нашего ментального украинского сознания, источника культуры и самобытности. Именно поэтому вся проблема описанного выше эффекта псевдокоммуникации заключается в том, что для нас Церковь — это лишь здание, а не сообщество. Напротив, Сергей Крымский особо отмечает, что Храм — не просто сооружение, но в первую очередь духовный центр, в недрах которого много ответов на вызовы времени. Однако мы и дальше живем в искаженной прошлым системе координат. Потому что для человека, который является христианином, уничтожать храм или осквернять его стены ругательными надписями, не что иное, как целиться или плевать в лицо Богу! В уже упомянутом произведении Олеся Гончара есть призыв, который навечно вошел в память и сердце, — «Берегите соборы своих душ!». Особенно это уместно сегодня, когда нас стремятся поссорить, разъединить и втянуть в провокации! История прошлого свидетельствует, что народ, который не уважает свои святыни, обречен на гибель!
Выпуск газеты №:
№184, (2014)Section
Общество