ЦЕРКВИ МИРА
Готовилось покушение на Вселенского патриарха
Газета «День» ранее информировала своих читателей о том, что официальная Турция не признает вселенские титулы и права Константинопольского патриарха Варфоломея I. Как сообщает польский Portal/wiara.ru, с решениями турецких властей немедленно солидировался также Московский патриархат, амбиция которого не может смирится с первенством Вселенского патриарха.
Как сообщает газета Aksam, турецкие органы безопасности предотвратили попытку покушения на патриарха Варфоломея I, подготовляемое группой отставных офицеров вооруженных сил Турции; в их компьютере найден проект покушения также на Армянского патриарха Мессропа. Как считают аналитики, тесное сотрудничество отставных военных с националистическими группами указывают на сложность политической ситуации в Турции, на угрозу демократии в стране, не говоря уж об религиозных свободах.
Власти Китая переписывают буддизм
В Китае издано постановление, согласно которому буддийским ламам запрещено «самостоятельно» (без контроля власти) определять истинность реинкарнации (очередного воплощения) Панчен- лам (в учении тибетского буддизма Панчен-лама — второе лицо после Далай-ламы). В течение столетий Панчен-ламу выбирал, в соответствии с определенным священным ритуалом, действующий Далай-лама. Однако несколько лет назад между Далай-ламой XIV и китайским руководством возник конфликт, связанный с расхождениями во взглядах на нового Панчен-ламу XI. В 1995 году Далай-лама объявил настоящим Панчен-ламой XI шестилетнего Гедуна Чоки Ньима. Однако правительство Китая не признало законность этого выбора и настояло на своей кандидатуре. Отметим, что после смерти Далай-ламы именно Панчен-лама будет выбирать («разыскивать») его преемника. Поэтому для китайского правительства выбор Панчен-ламы — политическая акция, а новое правило направлено на упорядочение института реинкарнации живых будд: окончательное решение относительно истинности очередного воплощения будет принимать ведомство по делам религии. (Очередное воплощение Далай-ламы отыскивают среди мальчиков, родившихся не ранее 49 дней после смерти последнего Далай-ламы и не позднее двух лет со дня его кончины, по известным признакам. Теперь все это будет происходить под контролем китайских чиновников.) (Интерфакс-Религия)
Мусульмане выступают против эротики в СМИ
Глава Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов считает, что эротику следует полностью убрать с телевизионных каналов: «Эротику не то, что сократить, ее необходимо полностью убрать из каналов. Хотите «клубнички» — подключайтесь на кабельный канал. Пусть там крутят «порнуху» для озабоченных хоть всю ночь», сказал он в связи с инициативой депутатов принять закон об ограничении эротики в СМИ. Бибарсов также заявил: «К счастью, у меня очень мало свободного времени, поэтому лицезреть на ТВ различные шоу и передачи, где уровень юмора ниже плинтуса, но намного выше мини-юбок, у меня просто нет. Зато у других, в том числе у молодежи, это время есть, и оно тратится наихудшим образом со всеми вытекающими отсюда последствиями». По его мнению, «российское общество ежедневно и ежечасно пичкают развратом: нетрадиционной ориентацией, сексуальным распутством, безвкусицей», что не способствует улучшению демографической ситуации в стране. А по мнению заместителя председателя религиозного общества мусульман Калининграда Заура Аббасова, эротика и порнография — «в принципе, одно и то же», а популяризация этого явления в электронных и печатных СМИ принимает угрожающие масштабы. «Невозможно смотреть ни один канал — становится стыдно от пошлости и вседозволенности. Темы вроде «Кто с кем переспал и на сколько денег попутно кинул сексуального партнера» становятся вопросом обсуждения широкой аудитории Первого канала, «России», НТВ. Это ужас и стыд!» (Ислам.ru)
После смерти Румынского патриарха
После кончины Румынского патриарха Феоктиста в Румынской церкви разгорается борьба за патриарший престол, за власть между двумя главными церковными «лагерями» — традиционалистами и реформаторами. Как пишет французская газета Le Monde, кончина Патриарха Феоктиста может поставить православное сообщество Румынии на грань раскола. Лидером реформистского лагеря считается митрополит Молдавский и Буковинский Даниил. На днях он был утвержден синодальным решением патриаршим местоблюстителем — до избрания нового предстоятеля. Однако, по правилам Румынской церкви, в тех случаях, когда престол Патриарха оказывается вакантным, местоблюстителем назначается старейший по хиротонии архиерей. Сегодня таковым является митрополит Банатский Николай. В связи с этим в церкви могут возникнуть серьезные протистояния.
Митрополит Даниил имеет неплохие шансы на избрание патриархом Румынской церкви, однако имеет сильную оппозицию в консервативной части епископата, которая возглавляется видным румынским церковным лидером, главой митрополичьей кафедры в Клуже (Центральная Румыния) Варфоломеем Ананией, которому исполнилось 86 лет. Однако позицию митрополита Варфоломея в борьбе за патриарший престол также нельзя назвать устойчивой. В последнее время его противники распространяют слухи о том, что в период второй мировой войны он поддерживал румынское фашистское «Движение легионеров». Внутренняя борьба за место преемника Патриарха Феоктиста началась в Румынской церкви еще в 2005 году, когда решением Синода в Клуже была создана новая митрополичья кафедра, главой которой стал Клужский епископ Варфоломей. Часть румынского общества восприняла создание самостоятельной кафедры в Клуже, где проживает много венгерского населения, как первый шаг к «федерализации Румынии» путем расчленения Трансильвании и предоставления автономии румынским венграм. Тогда епископа Анания провозгласили инструментом в руках сил, заинтересованных в создании в Румынии венгерской автономии. Как видим, политика затронула не только православные церкви Украины и России. (Интерфакс)
Новый учебник истории в Греции
Недавно в Греции — по настоянию академического сообщества и Церкви — создан новый учебник истории для шестого класса средних школ. Как сообщило журналистам Министерство просвещения, «главной заботой авторов было отражение исторической правды». Учебник, однако, немедленно подвергся жесткой критике общества — как со стороны академического сообщества, так и Элладской православной церкви (обе группы имеют свои причины для протестов). В греческом обществе началась серьезная дискуссия, посвященная тому, как следует учить детей истории страны. Авторов обвиняют, прежде всего, в излишней политкорректности и в «лакировке» тяжелых страниц новейшей греческой истории.
Либеральные ученые и иерархи Церкви считают, в частности, что в книге очень расплывчато описаны события греческо-турецкой войны 1922 года, когда вслед за разгромом экспедиционной греческой армии в Малой Азии последовал крайне болезненный процесс обмена населением между Турцией и Грецией — тогда из Турции бежало около полутора миллионов греков, в том числе из Измира (Смирна). Эти события называют в Греции «Малоазиатской катастрофой». Между тем, авторы учебника опустили многие трагические факты — тяжелые бои на подступах к Смирне, массовая гибель мирного населения, пожар города.
Греческая Церковь, со своей стороны, заявила, что в учебнике замалчивается роль Церкви в национально-освободительном восстании 1821 года, когда греки вступили в борьбу за свою независимость с Османской империей. Церковь настаивает на том, чтобы в учебнике были отражены истинные события — то, что священники не были оппортунистами, не шли на компромисс с оттоманскими властями, а воевали в первых рядах восставших. Проблемы учебника истории возникли и на Кипре, где школы категорически отказались использовать его в обучении. Например, авторы учебника называют нынешнее состояние разделенного между греками и турками острова Кипра «кипрским вопросом» — вместо общепринятого выражения «кипрская проблема».
Дискуссия продолжается. По всем признакам, Министерство просвещения объявит новый конкурс на написание учебника истории для шестого класса средней школы. (Патриархия.ru)
Выпуск газеты №:
№131, (2007)Section
Общество