Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Человек должен искать путь к спасению в своей повседневной жизни»,

считают украинские лютеране
14 января, 00:00

Газета «День» особое внимание уделяет освещению жизни и проблем православных церквей Украины. Это и понятно, ведь православные составляют 50—60% украинских верующих. К тому же наша помесная православная церковь разделена на несколько антагонистических ветвей, что немало усложняет общественную жизнь. Между тем в стране существует немало других христианских церквей, включая те, которые укоренились здесь несколько веков назад и сейчас свободно исповедуют свою веру. Некоторые общины ведут богатую церковную и общественно-церковную жизнь, отличаются религиозной толерантностью, а также высокой — не побоюсь этого слова — интеллигентностью. Если бы в нашей стране существовала традиция постоянного общения между христианами различных церквей, это, безусловно, пошло бы на пользу всем. Сегодня публикуем небольшой очерк, посвященный украинским лютеранам — потомкам немецких переселенцев на земли Украины.

В прошлом году Немецкая евангельско-лютеранская церковь Украины (НЕЛЦУ) отметила десятилетие своего повторного — после советских времен — основания. В 1992 году возобновили свою деятельность первые общины — в Киеве, Одессе, Львове, Днепропетровске. Восставшая из руин церковь заявила о себе как о наследнице Лютеранской церкви Российской империи, первые общины которой появились на территории Украины еще в ХVIII столетии. В том же 1992 году НЕЛЦУ вошла как самостоятельная епархия (региональная церковь) в объединенную Евангельско-лютеранскую церковь России, Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Резиденция церковного руководства немецких лютеран Украины находится в Одессе, где сформировалась самая большая община этой церкви. С 1999 года во главе церкви стоит епископ доктор Эдмунд Ратц (Бавария).

Название церкви — Немецкая евангельско-лютеранская церковь Украины — долго обсуждалось и только в 2000 году было принято окончательное решение — оставить в названии определение «Немецкая». Как пишет д-р Клаус-Юрген Рёпке (Мюнхен), главной причиной является желание украинских немцев сохранить память о своих корнях в стране Реформации, в стране Мартина Лютера — основателя церкви. В последнее время, однако, звучит все больше голосов против этнической замкнутости церкви. Так, на последнем Синоде (октябрь, 2002) президент Синода Вальдемар Лисный в своем выступлении сказал: «Нужно, чтобы люди разных национальностей чувствовали себя в нашей церкви, как дома; мы должны более активно использовать русский и украинский языки, потому что иначе мы останемся этнической церковью, у которой из-за эмиграции немцев нет будущего».

Сегодня в состав НЕЛЦУ входит 40 общин — это, приблизительно, четыре тысячи верующих; все они — граждане Украины немецкого происхождения. Здесь служат 10 пасторов; в некоторых общинах богослужения проводят женщины, выполняющие функции руководителей общин и членов Синода церкви. Языки богослужения — немецкий (с переводом — большинство прихожан не знает языка своих предков), а также русский и украинский (редко). Наряду с воскресными богослужениями в некоторых церквях, например, в киевской церкви Св. Екатерины, проходят детские богослужения; систематически проводятся катахетические занятия для взрослых, теологические лекции, организовываются научные конференции. Одна из них была, например, посвящена Мартину Лютеру и прошла в Национальном университете Украины. После страшных репрессий советских времен верующие лютеране до сих пор считают восстановление и расцвет своей церковной жизни истинным чудом Божьим.

В уставе церкви, принятом еще в 1832 году, говорится, что НЕЛЦУ «принадлежит к единой, святой, христианской и апостольской Церкви, которую основал Господь наш Иисус Христос… Она призвана хранить и распространять Его Послание — Евангелие во славу Бога Отца, Сына и Духа Святого… Евангельско-лютеранская церковь привязана к Святому Писанию Ветхого и Нового заветов как к единому источнику и непогрешимой норме всего церковного учения и деяния; …она признает также вероисповедание Лютеранской церкви, а особенно — истинное «Аугсбургское Вероисповедание» и «Краткий Катехизис» Мартина Лютера и видит в них чистое толкование Слова Божьего».

В организационном и духовном возрождении Лютеранской церкви в Украине активное участие принимает, начиная с самой учредительной конференции 1992 года, духовенство Баварской земельной церкви. Сюда присылают на постоянную работу пасторов, финансируются восстановление и реставрация старых лютеранских церквей и пасторских домов (Днепропетровск, Симферополь, Ялта, Николаев, Луцк, Киев, Одесса), оказывается помощь новым общинам в покупке необходимых помещений, поддерживаются просветительские курсы. Особое значение имеет финансовое участие в оздоровлении детей и молодежи (в Карпатах, в Трускавце, Ялте). Так, в этом году киевская церковь Св. Екатерины оздоровила всех детей своих прихожан; был также организован отдых и лечение в Миргороде 30 членов кружка пожилых людей при церкви. Как написала в приходском издании «Лист громади» одна из прихожанок Татьяна Фокина, «наша община и церковь — это маленький островок человечности в том, часто жестоком, мире, который нас окружает».

Регулярно общается со своими единоверцами в Германии и община киевской церкви Св. Екатерины, пастором которой является г-н Петер Захи. Киевляне бывают в Мюнхене, немцы — в Киеве; так, на последние праздники Пятидесятницы в Киев приезжали гости из Мюнхена. В честь праздника Пятидесятницы и гостей звучала кантата Баха в исполнении известного в Киеве лютеранского хора под управлением г-на Сорокопуда и оркестра Государственной оперы Украины.

Следует отметить, что церковь Св. Екатерины хорошо известна почитателям музыки, особенно жителям Печерска — в воскресные и праздничные дни там весьма часто даются концерты духовной музыки, исполняются известные произведения знаменитых композиторов. Прошлым летом хор с большим успехом гастролировал в Польше, исполняя евангелические и православные песнопения, а также украинские народные песни.

Выдающимся событием прошлого года для всех украинских лютеран было празднование 200-летия Немецкой евангельско-лютеранской общины Житомира, в котором принимали активное участие и киевские лютеране. Интересно, что лютеранская кирха была построена немцами Житомира еще в конце ХIХ века, но сегодня принадлежит баптистской общине. Хозяева, однако, уже в течение семи лет позволяют использовать помещение житомирским лютеранам. (Хороший пример для украинских православных и греко-католиков, которые никак не могут «ужиться» в храмах поочередного использования). Житомирскую общину составляют всего 78 лютеран, а на их праздник прибыло более 200 гостей. Пришли политики и духовенство других христианских конфессий. Приехало много гостей из Германии, в частности, члены кружков «Друзья украинских лютеран». Поздравить своих земляков с праздником прибыл и представитель посольства Германии в Украине. Он поздравил житомирских лютеран с юбилеем и напомнил о том, что «когда-то немцы привезли сюда с собой свою веру и свое трудолюбие и стали уважаемыми гражданами этого города. Но они также пережили ужасы ХХ века и пострадали как из-за своей веры, так и из- за происхождения. Многое они утратили, в частности, свой язык. Но сохранили веру и выжили».

Как принято в лютеранской церкви, значительную роль в праздновании играла музыка. Так, струнный оркестр и органист исполнили церковную сонату Моцарта. То, что великий композитор был католиком и писал церковную музыку для Католической церкви, не мешает лютеранам исполнять его «божественную» богослужебную музыку. В богослужении принимали участие два больших хора — хоровая капелла «Орейя» и студенческий хор музыкального училища.

Рождество Христово (по новому стилю) община церкви Св. Екатерины отметила особенно торжественно. Состоялось праздничное богослужение, дети членов общины получили подарки, пенсионеры — конверты с несколькими десятками евро. А после богослужения все прихожане во главе с пастором собрались в большом зале на праздничную трапезу. И вновь звучало много музыки.

Автор благодарит госпожу Татьяну Терешину, редактора «Листа громади» церкви Св. Екатерины, за помощь в подготовке материала.

P.S.

Лютеранство — одна из многочисленных христианских конфессий, объединенных названием «Протестантизм». Возникло на первой волне Реформации, приняв вероучение Мартина Лютера, изложенное в «Аугсбургском исповедании веры» 1530 года. Под «Реформацией», начатой Мартином Лютером, вообще понимают пересмотр общепринятого тогда на Западе учения Католической церкви и принятых форм церковной жизни, то есть — новую версию толкования христианства. Так, по Лютеру, спасение человека зависит не от тщательного выполнения церковных таинств и обрядов, а исключительно от его, человека, веры (принцип «Оправдания верой»). Такой подход значительно снижает роль церкви и духовенства как посредников между Богом и человеком. Согласно учению Лютера, человек должен искать путь к спасению не в затворничестве, не в монастырях, а в своей повседневной жизни.

Второй радикальный тезис Лютера отвергает так называемое Святое Предание — решения Святых Соборов, правила и каноны, которые не упоминаются в Святом Писании, учения Отцов церкви, суждения Римских пап. Единственным источником христианской истины признается Святое Писание — Ветхий и Новый заветы, особенно — Евангелия. Из семи христианских таинств в лютеранстве сохранено только два — крещение и причастие; другие пять считаются обрядами. Монашество, поклонение святым, иконам, мощам упразднены. Лютер провозгласил (ХVI ст.) право и необходимость проводить богослужения на национальных — понятных человеку — языках (а не на латыни). И право каждого читать Библию на родном языке. Лютер не только провозгласил: «Библию — в каждый дом», но и перевел ее на немецкий. (Кстати, язык Библии Лютера стал основой формирования общенемецкого языка). Сегодня в мире насчитывается приблизительно 100 млн. лютеран.

В Украине, кроме немецких лютеран, есть и другие лютеранские церкви, в частности, украинская.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать