«Чем больше знаний о Скоропадском, тем больше уважения»
Мнения причастных к возвращению в Украину семейной реликвии — иконы «Богородица Владимирская»
«День» (см. № 79-80 от 8 мая) и немало других медиа уже сообщали о событии в украинской культурной жизни — открытие в Национальном музее истории Украины выставки «Повернення», посвященной иконе «Богородица Владимирская» — реликвии семьи Скоропадских ХVІІ века. В настоящее время же мы пообщались с коллекционером Ярославом ГОЛДУНОМ и куратором выставки, заместителем главного хранителя фондов Национального музея истории Украины, кандидатом исторических наук Еленой ПОХОДЯЩЕЙ о пути иконы в Украину и символизме ее возвращения.
«Найдя такую вещь, которая принадлежала знаменитому украинскому роду, оставлять ее за рубежом — неправильно. Такие вещи нужно привозить в Украину и показывать людям, потому что это наша история», — убежден львовский коллекционер, врач-мамолог Ярослав Голдун, который и приобрел икону на женевском аукционе.
«Род Скоропадских фактически закончился на младшей дочке Елене, — раздумывает Ярослав Богданович. — Потому что внуки и правнуки — уже абсолютно ассимилировались в Швейцарии и не разговаривают ни по-украински, ни по-русски. Они не идентифицируют себя ни с Украиной, ни со Скоропадским, и фактически после Елены не остался никто из таких, кто воссоздает традицию. Вещи Павла Скоропадского для них важной роли не играют. Поэтому на аукционе было выставлено несколько предметов из семьи Скоропадских, один из которых — эта икона».
Елена Походящая обращает внимание, что кроме важной исторической, «Богородица Владимирская» имеет и художественную ценность. «Само написание иконы — конец XVI — XVII века, осуществлено строгановским мастером, это русская школа иконописи. А убранства уже были выполнены у нас на Волыни, — говорит она. — Кстати, за эту икону Ярослав боролся с российскими коллекционерами». «Ее нужно серьезно исследовать, потому что сейчас непонятно, нарисованы ли под серебряными с позолотой одеяниями лишь лица, или полностью святые образы», — объяснял во время открытия выставки профессор-историк и теолог Дмитрий СТЕПОВИК, идет речь в материале на сайте «Радио Свобода». «По его предположениям, приобретенная реликвия является, скорее всего, московской копией оригинальной Вышгородской иконы Богородицы, написанной приблизительно в 1090 году в одном из константинопольских монастырей и впоследствии подаренной в 1131 году Константинопольским патриархом киевскому князю Мстиславу Великому», пишут на сайте www.radiosvoboda.org. «Эта икона — это открытая книга. Мы начали исследование, сейчас ее можно вводить в научное обращение и в дальнейшем изучать», — говорит Елена Походящая, ведь сейчас не известно, как икона попала к гетману.
Исследовательница рассказывает, что когда члены экспертной группы пытались связаться с потомками Скоропадских, то те на прямую связь не вышли, «но через женевского арт-дилера подтвердили, что эта икона была вывезена в 1918 году, когда Павел Скоропадский с семьей эмигрировал в Германию. Символично, что 100 лет она находилась за рубежом, сначала в Германии, а затем принадлежала младшей дочке Павла и Александры, уже когда она жила в Швейцарии со своей семьей. Символично, что икона вернулась именно сейчас, когда у нас война...»
«Есть живые свидетели, которые были в гостях у покойной Елены Отт-Скоропадской, — говорит коллекционер. — И у нас есть задокументированная фотография этой иконы в квартире Елены Скоропадской-Отт, она рассказывала об этой иконе, вспоминала, что родители к ней молились за здоровье детей, она была очень ценной для них». Отмеченную фотографию нашли сотрудники Музея Гетманства, которые тоже помогали в исследовании возвращенной ценности. «Эта икона не очень больших размеров. И это настоящая семейная реликвия, ведь когда Скоропадский выезжал, они брали с собой немного вещей. То есть, для них она была очень значимой вещью», — убеждена Елена Походящая. Кстати, «Радио Свобода» цитирует в подобном ключе и директора Института украинской археографии и источниковедения, исследователя эпистолярного наследия Скоропадского, автора одной из статей в книге «Дня» «AVE. До 100-ліття Гетьманату Павла Скоропадського» Георгия ПАПАКИНА, который утверждает, что религия и церковь играли для семьи гетмана весомую роль. «Например, в одном из писем к жене из фронта Павел Скоропадский писал, что приближается Пасха, а у него даже нет молитвенника. В целом он проникался церковными вопросами всегда...», — приводят его слова на сайте.
Между прочим, звонок «Дня» застал Ярослава Голдуна не в лучшем юморе. «Мне сей час сбросили какую-то, возможно, заказную статью против директора музея. Это досадно, — поделился коллекционер. — Эта икона вернулась в Украину, чтобы мы еще раз вспомнили о том роде, той семье. Реликвия могла попасть в Россию, ее мог где-то повесить какой-то коллекционер и даже словом не вспомнить, что эта икона была в семье Скоропадского. А наши соотечественники в настоящий момент начинают «умничать» и «под дудку» наших врагов выражать свои негативные мнения... Трудно что-то сделать. Нужно подняться, поехать, разыскать, за свои средства что-то привезти. И когда ты привозишь и бесплатно людям показываешь, всегда найдется кто-то, кто начнет выливать негатив... Но вещь есть. Свою работу мы сделали. Не смог Скоропадский вернуться в Украину. Но через сто лет на родину вернулась его икона». Кстати, Ярослав Богданович рассказал, что после Киева (напомним, икона открыта для осмотра в Национальном музее истории Украины до 20 мая), возможно, реликвия будет представлена во Львове: «Чтобы люди смотрели, видели, знали».
Кстати, приобретение иконы стало толчком к просветительству самого Ярослава Голдуна: «До этого я знал, что это был последний гетман Украины. Бесспорно, к таким фигурам нужно относиться с уважением. Но, приобретя реликвию, конечно, я начал читать больше уже о самой фигуре Павла Скоропадского. Это чрезвычайно мощный человек, я считаю, к сожалению, не до конца оценен нашими нынешними соотечественниками. Но историю нужно знать. Знать, что он сделал. Это очень важные вещи».
«Чем больше я об этом человеке узнаю, тем больше уважения он у меня вызывает, — делится и Елена Походящая. — Ведь он был при власти менее года, однако академия наук, университеты, театры — сколько он сделал для развития культуры, науки! И еще, учитывая события сегодняшнего дня, у меня большое уважение к нему из-за того, что когда он увидел, что его команда была, возможно, не такая крепкая, как бы ему хотелось, то честно сказал: я дальше не могу. Я так вижу развитие страны и вижу, что я дальше не могу. Он был очень честным человеком. Если бы в политике были все такими честными людьми, преданными своему государству. Просто хочется брать пример. А затем и в эмиграции он очень много и всячески помогал украинцам...»
Выпуск газеты №:
№84-85, (2019)Section
Общество