Перейти к основному содержанию

Чем интересна тематика игрушек?

Павел Морозовский — об уникальной коллекции львовского музея
07 мая, 16:12

«Осталась всего лишь неделя на оплату за аренду, а мы на карантине (без дополнительных доходов и возможности функционирования...). Так что в это нелегкое время вынуждены обращаться ко всем неравнодушным, поскольку наш музей в тупике... Будем благодарны всем, кто откликнется. Каждая гривня поможет нам выжить в этот период и сохранить маленькую частичку из нашего детства... С миру по нитке — и получится рубашка», — объявление такого содержания появилось на ФБ-странице Львовского музея игрушек (вул. Торговая, 15). К обществу обращается основатель ОО «Львовский музей игрушек» и объясняет, что вызвал финансовые затруднения длительный карантин.

«День», который всегда поддерживает культурно-художественные инициативы независимо от форм подчинения, расспросил Павла Морозовского об особенностях этакого, с детства и о детстве, заведения, количестве, возрасте и родине экспонатов, работе в музее и вне его. И об этом — далее в разговоре.

«ИГРУШКОЙ РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ МИР»

— Наш музей принял первых посетителей, а среди них — и дети, и взрослые, в августе 2018-го. А идея его создания зародилась с тех пор, когда увидел, что в коробках очень много накопилось игрушек, — рассказывает Павел Морозовский. — Некоторые игрушки нашел в Интернете. Также друзья начали мне игрушки приносить, потому что жалко было выбросить. Искал и на блошиных рынках. Собирал игрушки лет десять. А открыл свой музей учитывая то, что почти во всех европейских городах такие заведения есть, и они очень популярны. Мы же — в Европе. Так что и у нас должно быть такое место... Друзья смотрели на меня чуть искоса, считая странным такое коллекционирование. А если серьезно, то в детстве у меня мало было игрушек, вот поэтому оно так в памяти и отложилось. А потом начал интересоваться этой темой, много читал, развивался в этом направлении. Игрушкой ребенок познает мир. В каждую эпоху игрушки были разные. Кстати, в наше время игрушки мало развивают. Это когда-то было так, что определенная игрушка была для чего-то предназначена.

— Сколько всего имеете игрушек в музее?

— В экспозиции сейчас более семисот. Больше выставлять не позволяет площадь. А вообще в моей коллекции — более 3 тысяч экспонатов. И я не здесь не учитываю елочных украшений, а их у меня — более тысячи.

— Принимаете посетителей только в музее? Или, возможно, работаете на выездах?

— Да. Не все могут к нам приехать. Поэтому мы едем к ним — в школы и садики. Делаем выездные выставки, преимущество которых в том, что игрушками можно играть. Ведь в музее они у нас — за стеклом. Деткам это очень интересно, очень увлекательно. Устраиваем мастер-классы по изготовлению игрушек. Хотим в дальнейшем устраивать кружки, на которые пока нет места. Планируем открыть мастерскую «Айболит», чтобы ремонтировал игрушки, которые нам приносят, и те, что есть в семьях, чтобы потом возвращать детям.

— Какие куклы в экспозиции самые старые?

— Это маленькие, 5-сантиметровые, керамические пупсики, изготовленные до 1917 года. Нам их принес посетитель. Также имеем очень редкостную куклу 1930-х годов — из Польши, с фабрики Адама Шрайера. Есть из Чехословакии пазлы — это деревянные кубики из шести сказок.

— То есть на карте вашего музея...

— Польша, Чехословакия, Норвегия, Англия, Япония, Китай, Америка, Германская Демократическая Республика, Украина, Беларусь и Россия.

— А как насчет лет? Какой период массово представлен?

— 1950-е годы. До 50-х годов что-то трудно найти, ведь это уже — антиквариат, а это — дорого. Кстати, с тех пор, как я открыл музей, ни одного экспоната не купил. Все идет на оплату аренды помещения.

Нам приносят игрушки посетители. Также что-то получаем по почте — из Киева, Харькова, Полтавы. Это бандероли и посылки от людей, которые были в нашем музее и захотели пополнить сборник.

— А чего в коллекции больше всего? Кукол, игр, машинок?..

— Машинок — меньше. Попутно упомяну, что недавно приходил ко мне дедушка, который принес очень редкостные машинки 1948—1950-х годов — полностью металлические. А чего больше всего есть? Сейчас подумаю... Наверное, елочных украшений. Из настольных игр имеем баскетбол, бильярд... Футбол и хоккей нам обещали принести. Есть тамагочи, приставки «Денди», тетрис, «Электроника»... Есть достаточно колясок. У нас всего — понемногу. (Смеется). Я не акцентируюсь на чем-то одном. Не коллекционирую сугубо куклы или машинки.

«САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ МОМЕНТ — ЭТО КОГДА ПРИХОДИТ СЕРЬЕЗНЫЙ ДЯДЯ, А ВЫХОДИТ — РЕБЕНОК»

— Концепцию организации музея игрушек где-то заимствовали, когда задумали открыть свой?

— Главная наша концепция — воспоминания из детства. Самый счастливый момент в моей работе — это когда приходит серьезный дядя, а выходит — ребенок. Мне очень нравится видеть эти эмоции. Что касается вашего вопроса, то я, конечно, интересовался, что в каком музее происходит. Все музеи — разные. Например, в Киеве такой музей, а он — государственный, концептуально ориентирован на народные промыслы. Частный харьковский «Музей детства», который организовал историк и коллекционер Валерий Лейко, приглашает не только на демонстрацию игрушек и игр, но и на интерактивные лекции по истории, археологии, астрономии, палеонтологии и т. д. Я же делал ставку на ностальгические воспоминания детства, потому что каждой игрушкой из нашей подборки кто-то игрался. А дети, приходя к нам второй или третий раз, уже приносят свои, современные игрушки, потому что переживают, что их дети не будут знать, чем играли их родители. (Смеется).

— То есть вы уже имеете и коллекцию 2000-х?

— Да.

— А вам, Павел, самому, что больше всего приходится по душе?

— Игрушки времен моего детства, потому что это — воспоминания, эмоции... Также мне интересно, когда посетители приносят какую-то игрушку и рассказывают ее историю.

— Сколько лет было вашему самому маленькому посетителю?

— Самые маленькие у нас — еще не рожденные. Говорю про женщин на последнем месяце беременности, которые охотно посещают нашу экспозицию. А вот если бы вы меня спросили о старшем по возрасту посетителе, то ему — 83 года. Это бабушка, которая с трудом поднялась на наш второй этаж, но от осмотра игрушек осталась очень довольна, потому что рассказывала, в ее детстве таких игрушек не было. Говорила, что игралась куклой, которую ей связали из юбки... Времена были тяжелые... Был в гостях и 9-месячный мальчик, который охотно играл огромной неваляшкой. Дитя еще не умело ходить, только ползало и с превеликим удовольствием рассматривало все наши витрины.

«ЭТИ ЭМОЦИИ ДОБАВЛЯЮТ СИЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ РАЗНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ»

— Возможно, были гости из-за рубежа?

— Да, к примеру, из Норвегии. Мужчина был очень удивлен, когда увидел двух очень редкостных латексных гномов времен Второй мировой войны... В целом должен сказать, что игрушечная тематика — очень интересная, всех периодов. И важны те эмоции, которые люди получают от созерцания игрушек. Именно эти эмоции возвращают нас в счастливые годы детства и добавляют сил для того, чтобы преодолеть разные жизненные неурядицы.

— Что отменили из-за карантина?

— Тематические выставки. Для девочек — кукол барби, для мальчиков — из солдатиков.

— А сколько у вас в музее персонала?

— Я один — и за кассира, и за экскурсовода, и за менеджера, и за пиарщика, и за директора. Иногда приходит на помощь мой товарищ, когда есть время.

— Обращались о помощи с помещением в городскую или областную власть?

— Да, писал письма с просьбой выделить нам помещение как общественной организации. Пока безрезультатно.

Реквизиты для пожертвований

львовскому Музею игрушек:

Карта ПриватБанк:

4149 4993 4298 1832

 Карта Монобанк:

5375 4141 0858 5141

«Спасибо неравнодушным людям, которые поддерживают этот проект!!!» — отмечает в соцсетях Павел Морозовский. И добавляет, что каждая пожертвованная гривня взята на контроль, а на всех благотворителей после окончания карантина распространяется право постоянного бесплатного входа в Музей игрушек — на все экспозиции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать