Четыре урока
Участники межфакультетского Дискуссионного клуба Львовского национального университета им. И.Франко продолжили современное прочтение «Бронебійної публіцистики». Под мыслительным микроскопом — «Таборовий зошит» Василя Стуса
Недавно львовские исследователи собрались на четвертое заседание-обсуждение цикла книг из серии «Бібліотека «Дня» — «Бронебійна публіцистика». Напомним, что инициатива такого проекта возникла в студенческой аспирантской среде факультетов журналистики и филологии. Позади прочитанные и проанализированные тексты Олега Ольжича, Ивана Франко, Ивана Багряного. Тему февральского заседания участники клуба решили посвятить Василю Стусу. Студенты выбрали для прочтения и обсуждения записи Поэта из «Таборового зошита». Заседание Дискуссионного клуба оказалось по-настоящему особенным, ведь участники имели возможность пообщаться с побратимом Василя Стуса по духу, поэтом-шестидесятником, политзаключенным, лауреатом Шевченковской премии Игорем Калинцом.
Жизненный путь Василя Стуса — путь протеста, борьбы за Правду и в то же время образец незаменимой Свободы. Его по-настоящему можно назвать великим Мучеником, титаном Духа и несокрушимости. Игорь Калинец в своем слове к студентам вспомнил о Василе Стусе и львовской патриотической среде — о совместно организованных вертепах, обсуждениях, творческих идеях. «В моей памяти Василь Стус — несокрушимый человек, который всегда боролся за справедливость. Учитывая условия постоянного заключения, — строгий к себе и к родным, никогда не жаловавшийся на жизнь», — отметил пан Игорь. Об этом и читаем в текстах «Таборового зошита»: «Психологически я понимал, что тюремные ворота уже открылись для меня, что на днях они закроются за мной и закроются надолго. Но что я должен был делать? За границу украинцев не выпускают, да и не очень хотелось за эту границу: ведь кто же здесь, на Великой Украине, станет голосом возмущения и протеста? Это уже судьба, а судьбу не выбирают. Поэтому ее принимают такой, какая она есть. А если не принимают, то она силой выбирает нас».
Сегодня нам, современному поколению, родившемуся уже в независимом государстве трудно представить себе пример такой жертвенности, которую продемонстрировал Василь Стус. На первый взгляд, кажется невозможным жить в условиях постоянных притеснений, слежки, психологического прессинга. «Знаете, человек может выжить в любых условиях. Единственное, что нас тогда спасало, — сплоченность. Даже не имея возможности часто получать информацию друг о друге, невзирая на запреты, мы тайно переписывались и устраивали протесты», — рассказал пан Игорь. Тема единства украинского интеллектуального пространства — одна из ключевых проблем «Таборового зошита». «Собственно, есть ли украинская интеллигенция? Думаю, либо ее нет вообще, либо она молодая и недозрелая. Она потеряла свое качество или никогда его не достигла. Украинский интеллигент — на 95% чиновник и на 5% патриот. Следовательно, он и патриотизм свой хочет оформить в бюрократическом параграфе», — отмечает Василь Стус. Разве не имеют эти слова современного прочтения? Почему нет баланса между душой и умом, между страстью и сердцем? По мнению Василя Стуса, украинская элита должна выйти из своего провинциализма и кочубеевщины, продуцируя надежного лидера. И здесь можно уверенно провести параллель с текстом Олега Ольжича «Дух Руїни», в котором отсутствие настоящего лидера тормозит продуктивность государственнических процессов. Василю Стусу не нужно было слишком много слов, чтобы об этом говорить, думаю, что своим примером он создал особую модель украинского интеллектуального пространства. Не имея никаких благоприятных для этого условий, он писал и переводил, развивал навыки иностранных языков, обогащал свои знания, переписывался с соратниками по духу, не переставал работать! Для нашего молодого поколения несколько противоречиво звучат прямые обвинения Василя Стуса определенных поэтов и писателей той эпохи в трусости. Однако рассуждая дальше над текстами, можно понять, что выхода не было — оставалось либо идти наперекор, либо погибнуть в великой тюрьме народов. А Стус четко решил для себя — идти!
Студенты размышляли над тем, почему Василю Стусу не только в 1985 году не присудили Нобелевскую премию, а почему до сих пор он остается неудобным, даже спустя два десятилетия после своей смерти. В частности, вспоминали инициативу наших друзей-коллег из Донецкого национального университета, собиравших подписи, чтобы назвать родной вуз именем Василя Стуса. Однако, к сожалению, воз и ныне там. Почему имени Василя Стуса до сих пор боятся? Возможно, потому, что в стране легче навязать культуру рабства, чем свободы воли и духа? А может быть потому, что сейчас многим чиновникам после сладких предвыборных обещаний не хочется открывать маски перед нацией, признаваясь, что где-то когда-то они принимали участие в судебных заседаниях против Василя Стуса; что были теми, кто бросал камень, вбивал гвоздь в этого Мученика. Но можно не прятаться, к счастью, сегодня наше поколение имеет открытый доступ к архивным документам, в частности к тем, которые имеют отношение к заключению Стуса, потому имена многих — известны. «Мы не можем полностью признать величие фигуры Василя Стуса, потому что не имеем Украины. Мы имеем формальную независимость, и не имеем ее в сердцах и мыслях. Вся надежда на ваше поколение», — отметил Игорь Калинец.
Да, только новая генерация свободных и незаангажированных людей сделает Украину украинской. Людей с чистыми помыслами, ликвидированными советскими стереотипами, новыми идеями, для которых Василь Стус будет признанным Героем, а его слова — заветом чести:
«Як добре те, що смерті не боюсь я
і не питаю, чи тяжкий мій хрест.
Що вам, богове, низько не клонюся
в передчутті недовідомих верств.
Що жив-любив і не набрався скверни,
ненависті, прокльону, каяття.
Народе мій, до тебе я ще верну,
і в смерті обернуся до життя
своїм стражденним і незлим обличчям,
як син, тобі доземно поклонюсь
і чесно гляну в чесні твої вічі,
і чесними сльозами обіллюсь...»
Дмитрий ПАЛЬЧИКОВ, студент II курса факультета журналистики:
— На мой взгляд, в Украине есть три моря: Азовское, Черное и море бездонного безразличия общества. Эта ситуация возникла в результате многих событий в нашей истории, ведь наш общественный организм время до времени поражала смертоносная бацилла инертности. На протяжении определенных эпох появлялись «антитела», наподобие Василя Стуса, которые пробовали избавить от духовно-национальной смерти. Такие, как Стус, являются образцом неповиновения, сопротивления смертоносной системе, потому что имеют способность идти до конца и возрождаться, будто Феникс. Стус метко сказал: «Мы до сих пор еще спасаем дистрофию тел, а относительно прогрессирующей дистрофии душ — нам все равно». Поэтому внимательнее должны прочитывать основные посылы Поэта, его моральные завещания, чтобы искоренять инертность и провоцировать революцию сердец и душ украинского в украинцах.
Святослав МОТРЕН, аспирант кафедры политологии философского факультета ЛНУ им. И.Франко:
— В «Таборовому зошиті» Василя Стуса находим осуждение по поводу трусости своих коллег-поэтов. Я думаю, нельзя однозначно осуждать тех, кто не проявил ту непреклонность и стойкость духа, которую проявил Василь Стус. Не все люди способны быть твердыми как скала, как и не всем по силам нести венец мученичества. Наоборот, таких людей — единицы, и их случаи уникальны. Большинство людей тяготеют к мирному существованию, спокойному и прогнозируемому. В этом и заключается величие Стуса — он умел плыть против течения, без жалоб и скуления. Он был Образцом, а потому в этом была его целостность и гениальность. Каждый делает выбор сам (в соответствии с тем, как ему подсказывают рассудок и совесть). Прислушаться к разуму, не значит пойти против совести. Можно быть человечным и оставаясь на своем месте, просто не делать пакостей и подлостей, выполнять должным образом выбранную тобой работу. Если пытаться изменить систему, она обязательно попробует сломать тебя. Так построены тоталитарные государства. В итоге, как считают представители политической синергетики, основной причиной разрушения коммунизма был импульс изнутри — система самоуничтожилась в силу простого выгорания своего потенциала, постепенной инволюции.
Каждый человек должен верить в свои убеждения и пробовать понять заранее предназначение, и когда он не находит в себе призвания повлиять на политическую сферу, — искать другие пути его воплощения. Куда река течет, туда она и будет течь. Все дано Богом: хорошему — мудрость, знание и радость, плохому — беспокойство, как собирать и преумножать для благого.
Ксения МАТИЮК, студентка V курса филологического факультета ЛНУ им. И.Франко:
— С началом этого цикла круглых столов мы вместе начали путь, который будет состоять из пятнадцати встреч и обсуждений. Мы уже предприняли четыре первых шага, четыре урока мы уже получили. Это были Уроки мудрости, Уроки патриотизма, Уроки мужества и духовной стойкости. А учителями нашими были выдающиеся и славные фигуры: Иван Франко, Олег Ольжич, Иван Багряный, и вот теперь — Василь Стус. Каждое из обсуждений оставит весомый след в моей памяти и сознании. Каждая дискуссия ценна теми мыслями, идеями, выводами и эмоциями, которые мы генерируем совместными рассуждениями.
Признаюсь откровенно, чтения и обсуждения записей из «Таборового зошита» Василя Стуса я ждала еще с начала этого проекта. И в самом деле, это обсуждение, на мой взгляд, было самым теплым, самым душевным и самым искренним. Такой эту встречу сделал пан Игорь Калинец. Поэт поделился с нами воспоминаниями о Василе Стусе, собственными рассуждениями, приоткрыв часть своей души. И этим дал возможность каждому из нас словно перенестись во времена подвигов «шестидесятников», так близко почувствовать их величие духа, и величие мученичества Стуса. Эта встреча была действительно незабываемой!
Выпуск газеты №:
№38, (2013)Section
Общество