Что общего между Атлантидой и расщеплением атома?

«...В один день и бедственную ночь», — такие слова использовал Платон при описании катастрофы, поглотившей Атлантиду. Это быстротекущая катастрофа, которая протекала как острый процесс. Болезнь, возникшая как бы внезапно, потому что у нее существует скрытый (латентный) период, события как бы ничего не значащие и не имеющие отношения к самой катастрофе. Она сваливается как снег на голову, проявляет себя подобно взрыву, что часто сопровождается многочисленными жертвами.
Внезапность такого рода катастроф заставляет думать, что они вызываются какой-то одной причиной: падением астероида, торнадо, наводнением, ураганом и т.п. При этом совершенно не учитывается, что возникновение, например, наводнений сплошь и рядом обусловлено вырубкой лесов и даже такой «мелочью», как уничтожение поселений бобров на малых реках.
Платон, описывая историю полуострова Пелопоннес, говорит следующее: «Одна чрезмерно дождливая ночь, растворив кругом почву, совершенно обнажила его от земли, причем одновременно произошло землетрясение и в первый раз случилось третье пред Девкалионовым бедствием страшное разлитие воды». Смыв почвы был настолько велик, что он привел к сокращению общей площади полуострова: «И вот теперешнее, по сравнению с тогдашним, как это бывает на малых островах, представляет собой как будто остов большого тела, потому что с землею все, что было в ней тучного и мягкого, сплыло и осталось одно тощее тело». Как это похоже на то, что происходит в Карпатском регионе!
У греков не было слова «революция». Его им заменяло — «катастрофа». Но оно у них несло двойной смысл: поворот, переворот и конец, гибель. Французы, «осчастливившие» человечество несколькими революциями, подарили ему и соответствующее слово. Считается, что окончательному разделению этих понятий человечество обязано французскому естествоиспытателю Жоржу Кювье. В начале ХIХ ст. он предложил объяснение прерывистости геологической летописи. При исследовании земных слоев в окрестностях Парижа ему бросилось в глаза, что в каждом из них имеются раковины и другие остатки организмов, которые не встречаются в других, и по которым можно определить последовательное залегание и относительный возраст слоев. На этом основании им был сделан вывод, что в каждый геологический период существовали совершенно отличные фауны и флоры, например, сухопутная сменяла морскую. Это дало основание считать, что их смена во времени, имеющая вид дискретного процесса, должна быть обусловлена чрезвычайными обстоятельствами — катастрофами, которые в его понимании означали конец и гибель одной фауны и флоры и освобождение ими жизненной арены для других. Учитывая то обстоятельство, что между ними не было видимой связи, Кювье использует понятие «катастрофа». В конце концов, сложилось современное представление, согласно которому они являют собой природное явление, возникающее в результате действия какой-то одной силы, способной вызвать большие разрушения и даже вымирание в течение малых интервалов времени.
Сегодня именно с таких позиций чаще всего объясняют причины вымирания динозавров. Американский палеонтолог Д.Э. Рассел по этому поводу писал: «... я хочу принести извинения за свою собственную склонность считать вымирания результатом кратковременного катастрофического изменения условий окружающей среды и за мое нежелание (при современном состоянии знаний) отвергнуть вспышку близкой сверхновой (звезды. — В.М. ) как возможную причину катастрофы». Правда, сейчас отдают предпочтение другой гипотезе, связывая вымирание динозавров с падением астероида в районе Мексиканского залива.
Предполагается, что гибель Атлантиды вызвал гипотетический «астероид А», который под влиянием четырех небесных тел — Солнца, Венеры, Луны и Земли, находившихся на одной прямой, — искривил свою траекторию и столкнулся с Землей в районе Мексиканского залива. Это образовало волну огромной высоты, которая накрыла побережье Америки, а пройдя через Атлантический океан, обрушилась на Атлантиду; одновременно с этим произошло сильное землетрясение.
Образно говоря, обе гипотезы утверждают, что «два снаряда попали в одну воронку», что, по мнению артиллеристов, невозможно. К тому же, по всем расчетам астероид диаметром около 10 км (именно таким должен быть «астероид А») может сталкиваться с Землей не чаще одного раза в миллиард лет, а тут временной разрыв между двумя столкновениями не превышает 66 млн. лет. С такой частотой падают астероиды, которые способны вызвать большие разрушения на площади, соответствующей Пиренейскому полуострову. Значит, все динозавры от такой катастрофы погибнуть не могли, так как встречались на разных континентах. Кроме того, с этих позиций невозможно объяснить избирательную гибель динозавров. Почему выжили другие рептилии, не говоря уже о многочисленных группах животных и растений?
Хочу обратить внимание на следующее. Жертвы и вымирание — не одно и то же. Сколько бы ни падало камней с небес, к вымиранию человечества это привести не может: «всех не перевешаешь». Это хорошо понимали древние. Поэтому в «Библии» описано спасение Ноя и членов его семьи от «Всемирного потопа», а в «Откровении Святого Иоанна Богослова» апокалипсис описывается как длящийся процесс, в котором уничтожение людей происходит «голодом и мором», в результате землетрясений, града и огня, выбивающих и сжигающих деревья и траву, поедание их саранчой, отравления питьевых источников и иссушения их, т.е. разрушения систем жизнеобеспечения.
В течение тысячелетий человечество преклонялось перед мудростью древних греков, хотя и не следовало ее указаниям. Сегодня оно уже забыло о ней. Древнегреческий «синдром» был преодолен вместе с расщеплением атома, который греки считали неделимым. Его «покорение» стало тем основанием, которое позволило обнаружить их «невежество». Голову торжествовавших покорителей атома даже не посетила мысль, что «неделимый» означает не состояние, а запрет, ту нижнюю границу, через которую нельзя переступить, не поставив под угрозу существование не только человека, но и органической жизни на Земле.
Использование атома в мирных и военных целях создало ситуацию неизбежности катастроф, так как в основе их возникновения сразу лежат два сценария: медленно и быстротекущего процесса. Первый сценарий реализуется в связи с тем, что в практику было внедрено незаконченное научное исследование. Производство расщепляющихся материалов начали осуществлять до того, как было найдено решение для «захоронения» радиоактивных отходов. Учитывая, что мирное и военное использование атома идут рука об руку, накопление отходов будет расти в геометрической прогрессии. Их складирование не решает проблему, так как радиоактивные отходы в своей массе являются «долгоживущими», а природа Земли пребывает в постоянном движении, которое раньше или позже выпустит «джинна из бутылки». Реализация этого сценария неизбежно приводит к разрушению систем жизнеобеспечения, за которым следует вымирание.
Реализация второго сценария обусловлена тем, что в малом пространстве и в течение короткого времени концентрируется огромное количество энергии, которая имеет тенденцию высвобождаться в виде взрыва. Он влечет за собой большое число жертв, но отличается от других быстротекущих катастроф тем, что подстегивает катастрофу первого рода, загрязняя окружающую среду продуктами распада. Поэтому каждая такая катастрофа приближает момент вымирания. В связи с аварией на ЧАЭС мы больше других знакомы с ней, хотя далеки от того, чтобы понимать суть происходящего. Закрытие ЧАЭС, возможно, окажет стимулирующее воздействие, и мы сделаем еще одну попытку во всем разобраться.
Выпуск газеты №:
№241, (2000)Section
Общество