Что остается за кадром,
когда говорят о госпрограмме обеспечения удобрениями?Н а сегодняшний день по госпрограмме обеспечения села удобрениями поставлено немногим более 10% от предусмотренных объемов. При этом в НАКе упорно заверяют, что проблем с производством нет. То, что потребность в удобрениях у аграриев просто огромная не вызывает никаких сомнений. Вопрос в том, почему же в таком случае удобрения не поступают в достаточных количествах на село?
В этом году постановлением Кабмина НАКу поручили в очередной раз обеспечить село минеральными удобрениями в объеме 300 тысяч тонн. Учитывая, что в прошлом году убытки газовиков от аналогичной акции достигли 250 млн. они скептично отнеслись к перспективе продолжить зарабатывать убытки. Кроме внутреннего сопротивления схеме поставок газа химическим предприятиям, появилось давление и со стороны МВФ.
Директор 2-го Европейского департамента МВФ Джон Одлинг-Сми высказывал разочарование тем, что правительство поручило «Нефтегазу» поставлять газ химпредприятиям по тарифам ниже себестоимости. С учетом общих пожеланий на свет появился новый, так называемый переходной к рыночному вариант правительственного документа, согласно которому НАК выступает давальцем газа и электроэнергии, а соответственно — и владельцем минудобрений. Так НАК стал трейдером химпредприятий.
Новую схему запустили, однако уже с первых дней ее реализации возникли проблемы. В течение февраля- марта никак не удавалось решить вопрос поставок электроэнергии. Оказалось, что механизм, прописанный в постановлении, не работал, другие же схемы не устраивали Минтопэнерго.
Второй блок проблем в реализации госпрограммы создало Минагропромполитики. В феврале, почти одновременно с принятием постановления Кабмина «О механизме обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями» в разряд критического импорта внесены минудобрения. В случае принятия подобного решения стоимость украинских удобрений оказалась бы выше российских на 16,6%. Бюджет лишился бы отчислений, а украинские химики — объема работ.
В конце марта, когда процесс производства и отгрузки минудобрений обрел стабильный ритм, заместитель министра аграрной политики Сергей Рыжук заявил, что поставки минудобрений по прямым контрактам осуществляются в среднем по 280— 320 гривен за тонну, что значительно дешевле, чем по государственной программе. В Комитете промполитики и НАКе, который стал самым большим химическим трейдером в Украине, опровергли существование таких цен. А эксперты осторожно предположили, что подобный «информационный демпинг» направлен на блокирование правительственной программы по поставкам минудобрений.
В связи с этим возникает простой вопрос, не восприняло ли Минагропромполитики заявление правительства о том, что государство в этом году не будет вмешиваться в обеспечение посевной материально-техническими ресурсами, как сигнал к коммерциализации и разворачиванию работы с трейдерами и на трейдеров?
Реально негативный сценарий в реализации госпрограммы выгоден только трейдерам. В определенный момент Х можно будет заявить, что урожай следующего года находится под угрозой, и предложить завезти удобрения из соседней России. Можете не сомневаться, что компании- добровольцы найдутся сразу, более того, найдутся и те, кто выдаст под такую схему гарантии. Как минимум — банковские, а может и государственные. Все остальные участники программы, в том числе и аграрии, остаются в проигрыше. Собственно такая попытка уже была в феврале, когда Минагрополитики прощупало почву на предмет введения нулевой ставки НДС на ввоз минеральных удобрений.
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ...
Единственное, что сейчас сдерживает ход программы — это некредитоспособность сельхозпотребителей, и полное безразличие к решению этого вопроса со стороны Минагрополитики и большинства местных администраций.
Хотя есть и исключения. Аграрии около месяца назад вышли с инициативой, чтобы облгосадминистрации предоставили коммерческим банкам гарантии того, что хозяйства оплатят поставленные ресурсы из урожая. Напрямую (банки-хозяйства) эта схема не запустится, поскольку большинство сельских хозяйств убыточны, и никакой банк добровольно не возьмет на себя риск кредитовать сельские хозяйства. С другой стороны — раздавать удобрения без гарантий тоже нельзя. Ведь если в прошлом году сельские хозяйства были государственными КСП, то в этом году все они частные предприятия, и любая раздача удобрений без гарантий, привела бы к перекачиванию средств из государственного в частный сектор.
Предложенная аграриями схема была сразу поддержана правительством Крыма в лице премьера Сергея Куницына. В минимальные сроки в рамках республиканского бюджета был сформирован гарантийный фонд, под который «Укрсоцбанк» выдает гарантии крымским сельхозпроизводителям. В конце прошлой недели к схеме присоединились еще Киевская и Николаевская области, в стадии принятия решений находятся Харьковская и Волынская области.
На сегодня, согласно информации Минагрополитики, сельскохозяйственные предприятия имеют 30% удобрений, необходимых для весенней подпитки озимых, при том, что 90% прошло по прямым контрактам. По правительственной программе уже поставлено 85 тысяч тонн удобрений, а до 1 апреля будет произведено 125 тысяч тонн.
Выпуск газеты №:
№59, (2000)Section
Общество