Перейти к основному содержанию

Чтобы победить пиратов, надо стать гибче, чем они

25 апреля, 00:00

14 апреля Президент подписал принятый Верховной Радой Закон «О распространении образцов аудиовизуальных произведений и фонограмм».

По вступлении в силу, этот закон должен дать государству мощный рычаг для эффективной борьбы с аудиовидеопиратством. По самым общим подсчетам, «нелегалы» контролируют сегодня до 95 процентов аудиовидеорынка Украины, нанося ощутимый ущерб как бюджету государства, так и его престижу на международной арене. Ожидается, что введение новым законом обязательной контрольной марки, которой по истечении полугодового переходного периода будет маркироваться каждый экземпляр аудиовидеопродукции, как распространяющейся в Украине, так и экспортирующейся из страны, заставит «подпольщиков» либо заняться легальным бизнесом, либо вообще прикрыть свои цеха. Ведь для того, чтобы получить в соответствующем государственном органе необходимое количество экземпляров марки, надо будет серьезнейшим образом засвидетельствовать свои авторские либо смежные права на продукт, который предполагается распространять.

Однако реальные субъекты легального рынка с оптимистическими прогнозами не торопятся — видимо, потому, что слишком хорошо знают методы работы и возможности «нелегалов».

Анатолий ТЕСЛЯ, директор Донецкого «Театра-кино»:

— Мы получили право двухнедельного проката на Донеччине «Огнем и мечем», а накануне премьеры у нас его показала в своем эфире местная телестудия. Хорошо, что мы, наученные печальным опытом, предварительно заключили договора на целевой просмотр фильма с учебными заведениями области — неделю продержались на целевых показах для студентов и школьников, что дало возможность оправдаться перед нашими партнерами. Но получили мы только процентов тридцать от того, что могли бы получить. Ничего удивительного, что телевизионщики так поступают с нами — ведь они имеют возможность практически за бесценок приобрести копию любого фильма на «черном» рынке. Когда я приезжал в Киев для переговоров по фильму «Огнем и мечем», то собственными глазами видел копию этого фильма в ларьке гостиницы. Причем уже в дублированном варианте, а не титрованном, как показывали мы. Примечательно то, что ларек находился буквально через дорогу от офиса главного обладателя прав на фильм в Украине — они об этом знают, но сделать ничего не могут.

Надеюсь, новый закон обезопасит нас от «теневиков». Главное, чтобы не получилось, как с пунктами приема цветных металлов. У нас в Донецке, например, волевым решением их закрыли, а на следующий день они открылись снова — в различных подвалах, неподалеку от старых точек. Хозяева даже изобразили возле привычных мест приема стрелочки — чтобы новые легче найти было.

Анатолий ТЫШКЕВИЧ, генеральный директор продюсерского центра «PRIME TIME»:

— Я ни минуты не сомневаюсь, что государство может искоренить пиратство — если действительно захочет. Но мы защищаем себя сами. На украинском рынке еще пять лет назад заняли строго определенную нишу: спортивно- познавательные и документально-учебные видеофильмы. Эта сфера пока вне интересов «пиратов». А вот художественным кино не занимаемся — принципиально. Мы сегодня имеем все возможности привести на наш рынок хороший кинофильм, но не видим в этом смысла. Ведь классный фильм живет на рынке буквально один день — пока где-то на кухне тиражируются пиратские копии.

Сергей СТУПАК, объединение «Оберіг» при Союзе композиторов Украины:

— Введение законом обязательного маркирования носителей аудио-видеопродукции — мера очень своевременная. Но, боюсь, что она окажется малоэффективной. Думаю, на первых порах мелкие цеховики могут приостановить свою деятельность — но не надолго. Можно спрогнозировать, что очень скоро собственно марка станет на рынке продуктом отдельного оборота. Ведь никто не помешает мне, заключив контракт с поставщиком, предъявить этот контракт в соответствующий орган и совершенно легально получить на руки несколько тысяч контрольных марок. А дальше я могу делать с ними что захочу — продам «пиратам» или наклею на совершенно другие кассеты, и отправлю тираж на периферию, где никто ничего проверить не сможет — ведь соответствие кода на упаковке собственно продукту можно проверить только имея на руках базу, где расшифровывается что какая цифра означает. А потом никто не помешает мне составить акт на списание этого количества марок, по каким-нибудь объективным причинам. Как человек, работающий в фонограммном бизнесе 15 лет, могу дать гарантию, что первое время клеиться марки будут какие угодно и на что угодно. Кроме того, финансироваться выпуск знака будет из госбюджета, и вряд ли государство сможет позволить себе марку с высокими степенями защиты — это слишком дорого. Значит, марка будет иметь 2-3 степени защиты, и потому подделать ее будет не так уж сложно — это будет уже следующий этап. Наладить такое производство проще простого — где-нибудь на сопредельной территории, где подобное даже преступлением не считается — ведь это не денежные знаки. А ввозить будут через «прозрачные» границы — благо, марка маленькая и легкая, спрятать тираж — проще простого. Боюсь, что пиратский рынок снова окажется гораздо гибче, чем механизм его урегулирования.

На мой вгляд, гораздо логичнее было бы предоставить автору или правообладателю право самому себя защищать. Тем более, что это право уже определено законом об авторских и смежных правах. Я уж продумаю форму своей защиты, если ей придадут юридический статус. И как только у меня появится подозрение, что пираты меня подделывают — никто ведь не помешает мне свой защитный знак моментально изменить и сообщить об изменениях в соответствующие органы, контролирующие на местах выполнение закона. Это будет работать намного эффективнее.

Исходя из актуальности и неоднозначности затронутой темы, «День» приглашает своих читателей принять участие в ее обсуждении.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать