Дачи без отдачи

Поделившись двумя сотнями гектаров плодородной земли под сады и огороды для лучан, жители села Лаврив сегодня чувствуют себя персонажами басни Павла Глазового: вместо обещанной взамен газификации — кукиш в кармане...
Налево пойдешь или направо — все равно в Лаврив попадешь... Улочки, которые выныривают меж холмов и равнин то здесь, то там, похожи скорее на небольшие хуторки — как память о столыпинской реформе. И пусть имеют они уже современные названия Ранковая, Жовтневая или Молодежная, сами лавривцы чаще называют их так как предки называли. Вот и мы сейчас попадаем на Гикавку — длинную улицу с нехарактерным, собственно, для Лаврива большим количеством дворов в одном месте. На Гикавке (по-видимому, от слова «ікати» или на лавривском говоре — «гикати»: пока дойдешь, икотка нападет) 52 дома, в 15 ти живут молодые семьи. И старые, и молодые хозяйки не хотят быть «золушками», а хотят стать «газовыми принцессами».
Несколько добротных подворий после смерти старых хозяев пустуют. Но плодородные лавривские земли и возможность хозяйничать возле своего двора на широкую ногу (потому что практически возле каждого двора — по несколько гектаров земельных паев) привлекли на Гикавку уже немало покупателей: несколько домов купили хорошие хозяева.
— Да если бы нам провели газ, здесь бы ни одного пустого двора не осталось! — уверена Зоя Николаевна Гнатюк, член инициативной группы по восстановлению исторической, так сказать, справедливости касательно обещанного «рая» для лавривчан. Сотни лавривчан уже отошли в мир мной, так и не дождавшись в домах газа... Кучме и Ющенко, Медведчуку и Мартынюку и даже олигарху Пинчуку не однократно писали лавривчане, добиваясь справедливости. Все, кто дал ответ, объясняли: деньги из Киева на газификацию Лаврова могут пройти только через область. Но на Волыни находятся средства даже на евроремонт в школе, где всего 15 учеников, но не на обманутое село...
Наверное, Лаврив едва ли не единственное село в мире, которое строило коммунизм два раза. Впервые — в 60-е годы прошлого века вместе со всем советским народом, а во второй раз — на заре украинской независимости. Именно тогда, в 1991 году, и был заключен «двусторонний договор о предоставлении взаимных услуг между исполкомом Луцкого городского совета народных депутатов и правлением колхоза «Батькивщина» Луцкого района». За выделение двух сотен гектаров лавривского чернозема (который очень быстро перевели из коллективной собственности в земли запаса) город и область обещали селу настоящий рай. А ведь ни одно из прилуцких сел не пошло на то, чтобы, как оказалось, разбазарить свою земельку на «дачников».
— Я сам видел сюжет по Волынскому телевидению, когда тогдашний руководитель области Владимир Блаженчук описывал радужные перспективы для лавривчан. Мол, и газ проведут, и воду подадут в каждый дом, будут и дороги с твердым покрытием, и даже планировалось построить в селе кирпичный завод, чтобы обеспечить крестьян рабочими местами. Три самых крупных на то время завода Луцка должны были предоставить для этого первичный капитал, — вспоминает Арсений Сидорчук, ныне заместитель главы Луцкой райгосадминистрации и лавривский сельский глава трех созывов.
Когда заключалось «джентльменское» соглашение между Луцким городским советом и лавривским колхозом (которые возглавляли, соответственно, Антон Кривицкий и Владимир Солоненко), Арсений Арсеньевич был заместителем лавривского сельского главы. Однако участником «переговорного процесса» не был (тогда в селах все решали руководители колхозов) и, как остальные лавривчане, мало что знал о деталях.
Более того, даже став первым демократически избранным сельским главой и занявшись перспективами газификации вплотную, он так и... не увидел проектной документации. Как житель Лаврива знал, что в штат колхоза была введена должность инженера по газификации, что на средства не города, а коллективного хозяйства была газифицирована одна из улиц села. И хотя, как утверждают, газификация должна была начинаться со стороны Коршева, затем идти через все село — до боремельской трассы, то газифицирована была всего одна улица — со стороны Променя. Это та улица (в Лавриве ее называют Шлях), на которой на те же колхозные средства построено много домов для колхозной элиты. На ней живет и Владимир Петрович Солоненко... Такой же «элитной» улица остается и сейчас: особнячки как в «царском селе» за Луцком. От «столицы» — Луцка — пять минут езды и газ есть...
— Не все было просчитано даже в то время. Достаточно было принять решение о выделении земли без права застройки, и нынешних проблем могло не быть, — Сидорчук имеет в виду своеобразный абсурд, которым сегодня лавривчане очень не довольны.
Ведь «дачники» дружными рядами идут в сельсовет с заявлениями о... приватизации земли. И депутаты не имеют юридического права им в этом отказать, хотя все понимают, что таким образом с деда-прадеда лавривские земли бесповоротно и бесплатно переходят в чужие руки.
Зоя Николаевна Гнатюк вспоминает, что судьбу двухсот гектаров земли (а выходит и села) решало собрание из... ста человек. И пусть были это члены правления колхоза, депутаты и делегаты партийных съездов и другие представители «передового колхозного крестьянства», но кто из них, ослепленный в мечтах видом маленького газового огонька в своем доме, вникал в детали? И кто бы им эти детали тогда раскрыл...
— Говорят: мы за газ, когда он подорожает, будем платить по 500 гривен! — передает она жалобы «газифицированных» односельчан. — А нам уголь, брикет и дрова уже обходятся в год в две с половиной тысячи! И еще при этом я по кухне хожу как Золушка... Баллон газа — 70 гривен, хватает на два недели...
Как-то один из районных начальников на замечание Зои Николаевны, что на карте района в вестибюле райсовета напротив Лаврива нужно снять миниатюрный газовый факел (ими обозначены газифицированные села), потому что газифицирована (на средства людей!) всего треть Лаврива, выдал:
— Так у вас там лес близко!
Лес-то близко, только кто ж пенсионерам дров нарубит...
— Газифицированы уже все окружающие села. Даже маленькие Романивка и Рекани (последние относятся к Ровенщине и с Лавривом граничат). Они же над нами откровенно смеются! Перед предпоследними выборами в Верховную Раду из Бакивцев в Радомышль за восемь дней четыре километра газопровода протянули. Мы о том, что здесь будут зажигать голубой огонек, узнали случайно. Я собрала в селе, кого могла, и поехали на чужой праздник... Поехали, чтобы спросить кандидата в депутаты: почему же в Лавриве не заканчиваете газификацию?.. Говорил, если выберем его, то поможет... — вспоминает Зоя Николаевна.
Став лавривским сельским главой, Арсений Сидорчук ездил на прием к луцкому городскому главе Антону Кривицкому так часто, как дети в школу... Сначала сам, потом возил членов исполкома, потом собрал авторитетных и высокодолжностных выходцев из Лаврива... Понимал, что это напрасное дело, потому что слышали люди, как говорят поляки, только «подожди, подожди»...
— Один раз Антон Федорович принял нас уже при выходе из кабинета, в пальто и шапке. А во второй раз пошутил, что даст нам 500 гривен, и чтобы больше к нему не ходили, — вспоминает и Зоя Николаевна.
Тогдашняя луцкая власть, как свидетельствуют ответы из городского совета, мотивирует свой стиль поведения тем, что, мол, «намеревались помочь селу, но нет финансов». Ходила лавривская делегация и к нынешнему луцкому городскому главе Богдану Шибе, когда тот еще в облгосадминистрации работал.
— Сказал, что город должен селу долги отдать, ведь 200 гектаров земли — не шутка...
Как отреагирует Богдан Павлович, который недавно вышел на работу после продолжительной болезни, уже в новой ипостаси на претензии лавривчан?..
— Вот он, Лаврив-2! — показывает Зоя Николаевна (которую мы взяли в редакционную машину в роли экскурсовода по селу) на дачный городок на лавривских холмах.
«Дачники» не стали друзьями села еще и потому, что они — «господа», на которых лавривчане работают. Лавривские хозяева бросают и свои поля, если их нанимает вспахать огород «дачник». Дерут с них деньги за пахоту или другие услуги безбожно (поскольку часто это единственный семейный заработок), но ни одним, ни другим никуда друг от друга не деться. Не так давно в селе перестали заготавливать молоко от частных коров, потому что занятый этим делом человек нашел лучшую подработку на дачах...
Особенно страдают от «мичуринцев» жители окраинных лавривских хуторов. Улицу, прозванную Дубравой, они взяли «в тиски». Дороги к участкам прокладывали, абсолютно игнорируя нужды крестьян. Вот и вышло, что на одном подворье — и дача, и крестьянский дом. И, дорогами передвигаясь, не обращают внимания на «аборигенов»!
— Едут на машинах с прицепами через наш двор, под окнами, детей и скот пугают... Сделаешь замечание — еще и пугать начинают! Яблоки в садах гребут без оглядки... Соседка жалуется, что грушку съесть не может, потому что «дачники» раньше ее обрывают, — говорит хозяйка одного из «дибровских» дворов Жанна Ярмолюк.
Сельчане до сих пор берут воду из колодцев, а у «дачников» давно водонапорные башни...
Если бы «дачные» земли остались в распоряжении села, их бы могли, по крайней мере, сдавать в аренду. Даже по цене 200 гривен за аренду одного гектара Лаврив имел бы до полумиллиона гривен...
Выпуск газеты №:
№185, (2006)Section
Общество