«Дефицит» учебных ситуаций
Ощущает отечественная бизнес-школа![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011023/4192-5-2_0.jpg)
Как же развивается сегодня украинская бизнес-школа? Количество учебных и тренинговых заведений быстро растет, появляются новые магистерские программы, новые ситуационные упражнения — обостряется конкуренция на этом рынке образовательных услуг. «Усиление конкуренции не ведет к снижению цены на образовательные услуги в этой области. Цены растут, и это свидетельствует о том, что растет спрос», — говорит декан Киево-Могилянской бизнес-школы Павел Шеремета. Сегодня меняется сущность самого бизнеса, что, безусловно, приводит и к радикальным изменениям в этой области. Природные ресурсы уже не имеют того значения, которое имели на рубеже прошлых веков. Капитал, который был крайне необходимым в середине прошлого века для создания производства, сегодня уже не является залогом успеха. Сегодня самым ценным ресурсом стали люди — их творчество, инновации, лидерские качества, быстрота мышления и действий, умение воплощать самые нереальные мечты в действительность. Таких людей нужно искать, превращать их в команду, вдохновлять на новые успехи и давать возможность для нового творческого роста. Поэтому сегодня украинское бизнес- образование и ориентируется на развитие лидерских качеств и на усиление практического компонента.
Однако в отечественных бизнес- школах еще мало используются материалы, основанные на реалиях украинского бизнеса. Понятно, что сам бизнес у нас еще молодой, и нужно время, чтобы собрать достаточное количество «учебных ситуаций». Например, как встречаться с налоговой, пожарными, как разговаривать с теми, кто не вернул кредит... Ситуативный метод — один из самых популярных в бизнес-образовании. Это в корне отличает его от «стандартов» нашего среднего и высшего образования, когда обучение базируется на заучивании правильных ответов вместо развития умения находить решения.
Интересным в исследовании Консорциума был вопрос об отличии украинского выпускника бизнес-школы от западного. Западные считают, что в жизни ничего невозможного нет, а украинские устанавливают грань между досягаемым и недосягаемым. Украинцы пытаются сводить риск к минимуму, чтобы избежать ответственности, а западные, не боятся совершить ошибку и действуют смелее. Однако эксперты считают, что выпускники украинских школ способны гораздо продуктивнее работать в Украине, чем те, кто учился заграницей, так как они лучше знакомы с ситуацией в стране.
Сегодня в Украине разрабатываются новые программы для подготовки специалистов, способных развивать рыночную экономику. Многие из этих программ разрабатываются в рамках проекта Консорциумом по усовершенствованию менеджмент образования в Украине (США). Консорциум в течение трех лет сотрудничает с сорока высшими учебными заведениями Украины по разработке новых идей, технологий и методологий внедрения современных методов обучения, адаптированных к потребностям украинских предпринимателей и деловых кругов. Целью проекта является усовершенствование программ бизнес-образования, которые могли бы формировать новое поколение деловых людей в Украине, всесторонне подготовленных к руководству украинским бизнесом в переходный период и в будущем.
О стремлении украинской молодежи к получению предпринимательских навыков свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований в июле этого года. Опрашивалась молодежь в возрасте от 14 до 28 лет и оказалось, что каждый второй из опрошенных задумывается о создании частного бизнеса. Наиболее привлекательными для молодежи представляются сферы торговли и обслуживания, затем — материальное производство, туризм, информационные технологии. Однако позитивно оценивает возможности развития украинского бизнеса только пятая часть опрошенных. Возможно, такой пессимизм можно объяснить и отечественной системой образования, которая не дает умений находить работу в сложных условиях переходной экономики в родной стране. Одним из путей разрешения этой проблемы могло бы стать дальнейшее развитие и совершенствование бизнес-образования в Украине. В перестройке устаревших и неэффективных экономических структур и выведении их на конкурентоспособный уровень на мировых рынках образование, безусловно, играет огромную роль. Эта роль особенно важна в предоставлении экономических и управленческих знаний, которые создают человеческий капитал, такой необходимый для успеха экономических преобразований.
Выпуск газеты №:
№192, (2001)Section
Общество