Демографическая «яма»
Почему до 2050 года украинцев может остаться всего лишь около 35 миллионов
42,4 миллиона человек — столько нас сегодня, по данным Государственной службы статистики. Столько нас было в 1959 году, согласно данным переписи. Сейчас в Украине, как и на протяжении последних двух десятилетий, смертность преобладает рождаемость: за первое полугодие родилось 191 тысяча человек, умерло почти 300 тысяч человек. По оценке демографов, такие тенденции наблюдаются во всех странах, на территории которых проходят военные действия. Но у нас эти процессы только углубились в результате непровозглашенной войны — аналогичная картина была и до 2014 года. При этом, по данным Верховного комиссара ООН по правам человека, потери в результате военных действий с 2014 года составили 9,5 тысячи человек.
Есть разные прогнозы относительно численности населения в будущем — оптимистичный, средний и пессимистический, но в целом демографы сходятся на том, что нас через 30 лет будет не более 35 миллионов, без учета Автономной Республики Крым.
МЫ НЕ РЕАЛИЗОВАЛИ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТНОСИТЕЛЬНО РОСТА КОЛИЧЕСТВА НАСЕЛЕНИЯ
Сегодня демографы вместе с историками анализируют причины, которые привели к демографической «яме» в Украине. Первое — социальные катастрофы, в центре которых оказалась страна в начале ХХ века. По мнению директора Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича, прошлый век стал временем самых масштабных в истории человечества социальных экспериментов и катастроф, Украина почувствовала на себе влияние двух тоталитарных режимов. Голодомор, Холокост, депортации, истребление целых городов и сел произошли в течение очень короткого периода — менее чем за полвека. И сейчас, говорят демографы, мы имеем дело с последствиями этих событий и явлений.
«ХХ век, особенно его первая половина, нанес непоправимые потери генофонду украинской нации. Если оценивать совокупные потери первой половины века и сравнивать их с данными, которые мы имели по переписи населения 1959 года, Украина потеряла 32 миллиона человек. По переписи населения 1959 года, в Украине проживало 42 миллиона человек, и если бы не было потерь Первой мировой войны, всех потерь между двумя войнами и потерь Второй мировой, то сейчас население страны составляло бы 74 миллиона, — рассказала директор Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины Элла ЛИБАНОВА. — Наибольшие потери понесло мужское население — это связано, прежде всего, с большим их участием в мировых войнах. Мужская популяция сократилась практически вдвое. Женщины понесли меньшие потери, но я не берусь оценивать, что страшнее для генофонда нации. По моему глубокому убеждению, каждая отдельная смерть не по естественным причинам является трагедией. Мы должны это понять и не соревноваться, кто насчитает больше потерь. В этом — главное отличие постсоветской ментальности от европейской. Потому что в Европе ценят каждую отдельную жизнь: там никогда не считалось, что сохранить трактор важнее, чем сохранить жизнь тракториста».
Связь тех событий с современностью демографы видят в том, что в ХХ веке в странах произошел процесс демографического перехода — когда меняются режимы рождаемости и смертности населения. В разных странах он происходит в разное время, но продолжается более 100 лет. Украина попала в этот период демографического перехода, когда начались все катастрофы.
«В связи со всеми потрясениями, которые постигли Украину в ХХ веке, мы не реализовали свой потенциал, — отмечает доктор экономических наук, заместитель директора Института демографии и социальных исследований Александр ГЛАДУН. — Просто не было роста количества населения до той численности, которая могла бы быть».
НОРМАЛЬНО ВЫСЧИТАТЬ ВСЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СЕЙЧАС НЕВОЗМОЖНО
Сейчас в Украине тоже есть демографические сверхпотери — в связи с войной на востоке. Демографы теперь не берутся оценивать последствия этого.
«Через пять лет после завершения войны мы скажем, какие есть демографические потери и как война повлияла на демографическую ситуацию в государстве. Ведь нынешняя ситуация на востоке — такая, как и во время любой социальной катастрофы, и невозможно нормально высчитать все демографические процессы. Рождаемость и смертность на неподконтрольной территории проходит без нашего учета. Плюс у нас открыта граница с Россией, мы имеем безумные миграционные потоки — возможно, около миллиона граждан выехали в РФ. Также многие выезжают за границу как заробитчане и остаются там, — объясняет Александр Гладун. — Для проведения подсчета нам нужна еще одна базовая точка — перепись населения. Первая и последняя в независимой Украине была в 2001 году, а следующая не состоялась через десять лет, как рекомендовано ООН, а запланирована на 2020 год. Перепись позволяет уточнить все данные за межпереписной период. И когда все это будет сделано, можно будет оценить влияние войны на демографическую ситуацию».
По словам Александра Гладуна, во всех странах, где идут военные действия, смертность увеличивается, а рождаемость уменьшается. После завершения войны наступает так называемый компенсационный период, когда смертность снижается, а рождаемость повышается. Тогда за два-три года все демографические процессы попадают в общий тренд. И уже тогда можно будет оценить реальные потери.
Выпуск газеты №:
№193, (2016)Section
Общество