Держите баланс!
Советы педагогам и всем, кто много общается, как не довести себя до эмоционального истощения
С детства у нас выработался ритм, по которому новый виток в жизни начинается с сентября. Этому способствовали годы учебы в школе, потом — в вузе или другом учебном заведении. А этому новому витку, как правило, предшествует отпуск — когда имеется потребность отдохнуть, восстановить силы. Это касается взрослых и детей, людей технических профессий и гуманитарных. Но сейчас — речь о людях типа «человек-человек», а именно о тех, кто каждый день непосредственно работает с детьми — учителях. Успели ли они прийти в норму на протяжении почти двух месяцев отпуска и пойдут ли теперь к ученикам с любовью, а не с собственной усталостью? Летом было время, которым надо было правильно воспользоваться. Кто не успел, и кто успел — для тех интервью об эмоциональном (профессиональном) выгорании с директором киевского представительства Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии, психотерапевтом Екатериной ОВЧАРЕК.
— Пани Екатерина, работу учителей, преподавателей, воспитателей в дошкольных заведениях, особенно сейчас, когда престижность этой профессии снизилась, можно отнести к разряду экстремальных, ведь присутствует постоянная ответственность за детей, да еще и маленькая зарплата. Наверное, синдром эмоционального выгорания им присущ наиболее. По вашим наблюдениям, со временем эта проблема обостряется?
— Прежде всего, эмоциональное выгорание касается сферы деятельности «человек-человек». Это учителя, преподаватели, менеджеры по работе с клиентами — все, кто общается с людьми. Кроме того, особенно эмоциональное выгорание касается сферы спасательных профессий, где есть большая ответственность. Что касается учителей, то у них — очень большая, ведь за всеми не уследишь. Эта работа — энергоемкая, требует постоянно работать на эмоциях. Поэтому эмоциональное выгорание (его еще называют профессиональным выгоранием) происходит у каждого в свой период — у кого на сколько хватит запаса. Если не восстанавливаться, не делать профилактических мероприятий, то, бывает, доходит даже до синдромов — например, когда у человека наступает физическое истощение. Процесс такой: начинается с эмоциональной сферы, когда не хочется ни с кем поддерживать контакты на фоне раздражительности (поскольку много контактов и так). Потом это влияет на отношение к работе — не как к творчеству, когда нужно проявлять инициативу, а как к рутине. Затем наблюдается потеря смыслов — в работе, в деятельности,— возникает апатия. Такой эмоциональный фон переключается на физическую сферу, и тогда дают о себе знать какие-то болезни — вплоть до травматических факторов. Травматизм также говорит, что есть какая-то психосоматика. Ведь когда человеку не хватает внимания — а внимание связано с тем, что на него нужно определенное количество энергии, а ее не осталось (энергетическое истощение), — тогда будет и травматизм. Если рассматривать человека в четырех сферах — сфера тела, ментальная и сфера эмоциональная плюс духовная, — то истощение проявляется во всех сферах, то есть происходит целостное истощение.
— На каком году работы учителя может проявиться эмоциональное выгорание?
— У каждого — по-своему. Все зависит от объема нагрузки. Пока молод, кажется, что много энергии, но рано или поздно ситуация переламывается. Сильно влияет неурегулированный рабочий день. Потом, если человек не умеет восстанавливаться, то есть не занимается саморегуляцией и если нет баланса между отдачей энергии и тем, что получаешь (эмоциональные проблемы внутри коллектива или вопросы, связанные с работой, вплоть до зарплаты — когда маленькая зарплата, то выгорание происходит быстрее), — тогда происходит эмоциональное выгорание.
— Вы часто встречаетесь с педагогами, которые нуждаются в восстановлении, с психологами с такими же проблемами, с социальными педагогами — выходит специальная программа нужна для всего педагогического коллектива?
— Есть и у педагогов проблемы, и я часто встречаю, что такое выгорание есть у психологов. Если они не умеют держать рамки между тем, где — их проблема, а где — чужая, то они за день проживают несколько проблемных ситуаций с клиентами. Если говорить о профилактике, то нужно своевременно проводить саморегуляцию. Например, уделять внимание телу, своему эмоциональному состоянию — уметь себя восстанавливать после рабочего дня. Методы есть очень разные — в тренажерном зале, массаж, плавание, медитация. То есть нужно уделить себе внимание. А энергия есть там, где есть внимание к себе. Если мы уделяем себе внимание, то мы наполняем себя энергией. Можно восстановиться через тело, через творчество (инновационную сферу), через эмоции (для этого должен быть профессиональный соучастник, которому можно отреагировать). И самый важный фактор — что можно восстанавливаться через нахождение смыслов, даже смысла того выгорания: если ты делаешь это ради чего-то, то это помогает успешнее пройти все эти состояния истощения. За границей педагогам предоставляется терапия — она входит в их страховку. У нас этого нет, поэтому у нас такие утомленные учителя, для которых часто общение не в радость, а в нагрузку.
— Отпуск учителей, который длится почти 2 месяца, — он себя оправдывает, учителя успевают восстановиться перед 1 сентября?
— Да, конечно. Единственное, что его, как правило, дают в конце учебного года. Но специфика в том, что не всем учителям хватает энергии дотянуть до лета. «Дорога ложка к обеду», и если бы человек, который ощущает себя утомленным, мог бы взять несколько дней, чтобы восстановиться, думаю, для педагога было бы так намного эффективнее. У каждого человека — свой способ, и каждый человек должен найти эти механизмы саморегуляции благодаря четырем сферам. У каждого человека есть какая-то ведущая сфера. Кому-то нужна нагрузка в фитнес-клубе, а кто-то восстановится с помощью духовной литературы.
— Наши учителя понимают, что у них есть проблема, что ее нужно решать?
— К сожалению, такого понимания нет. Я веду клуб психотерапии — учу социальных работников и психологов мастерству. И когда приходится делиться инструментом, то учебного семинара может не выйти, так как все начинают говорить о своем, все превратилось из учебного семинара в терапевтический. У людей так много всего насобиралось, что они в каждой теме видели свое, и они должны были отреагировать на это свое. Так как по-другому никакого нового знания получить невозможно. Здесь еще надо вспомнить аспекты нашей учебной системы — большая нагрузка на учителей, ответственность. Это усиливает эмоциональное выгорание.
— Эмоционального выгорания вообще невозможно избежать?
— Если своевременно делать профилактику, знать, где твое слабое место, своевременно «подстилать соломку». То есть я ощущаю, что уже утомляюсь, значит, я должен что-то делать, чтобы восстановить себя. Своего рода такой внутренний кодекс, что я не имею права идти в люди, если я не наполнен энергетически. Так как если мне будет нечего им дать, то я буду наполняться энергетически благодаря кому-то. Это можно назвать энергетическим вампиризмом. Такое истощенное состояние влияет на всех, кто общается с таким человеком — на членов семьи, сотрудников, соседей в транспорте даже, — так как тогда все общение проходит на более высоких тонах, на криках. При этом есть другое проявления выгорания — когда проявляется вялость, слезливость, апатия. Есть такие две реакции.
Конечно, школьный психолог всем не поможет. Часть его работы направлена на детей, потом — на работу с родителями и работу с педколлективом. Но до коллектива часто даже не доходят руки... Хорошо, когда есть современные технологии, которые учат людей, как справляться с собственными эмоциями, и учат самопомощи другим. В первую очередь — решать межличностные конфликты (между детьми, между детьми и учителями, между самими учителями и т.д.). То есть которые учат медиации.
— Современные дети — их независимость, продвинутость, самоуверенность, — тоже усиливают эмоциональную нагрузку?
— Это однозначно будет влиять. Почему дети такие? Одного без другого не бывает: дети себе много позволяют, поскольку видят, что взрослых можно «достать». А если бы учитель был в ресурсном состоянии, то любую ситуацию воспринимал бы как в обычной бытовой ситуации — смог бы отшутиться или договориться. То есть, найти в себе эмоциональные силы быть на равных с детьми. Если авторитарно на детей давить, то они сопротивляются. Сейчас дети не допустят, чтобы к ним так относились. Они не понимают силы, а чтобы с ними договориться, для этого нужен эмоциональный ресурс, а еще — культура поведения. Учитель сейчас должен быть не выше ученика, а на равных — с позиции партнерства дети воспринимают педагогов нормально. Если они ощущают, что на них давят, то, если и не будут сопротивляться демонстративно, то все равно найдут возможность отыграться. Таким образом, будет постоянная игра в двое ворот, пока из игры кто-нибудь не выйдет и не станет общаться с позиции «взрослый — взрослый», а не с позиции «я — отец, а ты — ребенок».
Эмоциональная компетентность преподавателей, педагогов тоже должна быть более развитой. Что такое эмоциональная компетентность? Они должны понимать свои чувства, отличать их от чужих, уметь ими руководить. Также они должны понимать чувства других и знать, как с чужими чувствами взаимодействовать. Но у нас этому не очень уделяют внимание. В школах еще присутствует прежняя «закалка», а время-то изменилось, дети — изменились... У современных детей есть другие возможности, и у них, соответственно, развиваются другие качества. Возможно, что они даже ощущают, что «продвинутее» учителей и знают, как сами могут их научить. А из-за позиции неравенства происходит постоянное противоречие между педагогами и детьми, постоянная борьба.
Что касается профилактики эмоционального выгорания, то ею будет изучение своей эмоциональной сферы плюс постоянное отслеживание своего внутреннего баланса, чтобы быть в постоянном ресурсе. Что важно, что методическая часть для повышения мастерства учителя, его интеллекта — это в наших школах есть, а психологическая часть — редко. Мало кто из руководства понимает важность стресс-менеджмента — управления своим стрессом — все, что будет помогать людям работать в этой сфере, нормально. Имеется в виду, что точно так же, как у человека должно быть нормальное рабочее место, так же должна быть в порядке эмоциональная составляющая каждого человека, а значит — коллектива. В Киевском институте позитивной кросс-культурной психотерапии мы учим этой медиации, самопомощи на каждый день. Это полезно как для психолога, так и для любого человека. Важно, чтобы человек стал терапевтом сам для себя и для своего окружения, так как эмоциональное выгорание может быть у каждого. Наш продукт называется «Рекреация для специалистов». Это специальные шаги, которые касаются всех четырех сфер, чтобы найти ресурс. Я ощутила необходимость такой программы, когда вела методическое объединение — когда увидела, что людям нужны были не знания, а реагирование эмоций.
Выпуск газеты №:
№154, (2010)Section
Общество