Дети – не в фокусе
Почему надлежащее обеспечение воспитанников интернатов невозможно без реформСколько средств тратит государство на содержание детей в детских домах? По документам, немало — от 200 до 600 гривен в день, у каждой области свои показатели. Однако реально ребенок может получать ежедневно три гривни на медикаменты или 30 гривен на питание. Львиная доля суммы, которая выделяется из областных или местных бюджетов, идет на содержание собственно заведения, а не на нужды ребенка. Так, 50—70% государственных расходов на детдома — это заработная плата персонала, 10—15% — оплата коммунальных услуг, а остальное — еда и лечение деток.
Почему происходит такой перекос в финансовых расходах, выясняли эксперты Центра информации о правах человека. Направили запросы во все областные администрации с просьбой расписать, какие суммы и на что именно выделяются из бюджета на дома ребенка, приюты и школы-интернаты. Получили очень разную статистику, и все-таки выделили тенденцию, общую для всех регионов: стоимость содержания ребенка в местах несвободы, к которым и относят заведения интернатного типа, зависит от доброй воли чиновников на местах.
ЧИНОВНИКИ ОТОРВАНЫ ОТ ЖИЗНИ
«Деньги, которые якобы выделяются на детей, в действительности идут на поддержку заведений, где они проживают. То есть система выглядит неэффективной, — комментирует Маргарита Тарасова, эксперт Центра информации о правах человека. — Мы тратим очень много денег для поддержки этих заведений, но оправдано ли их существование при таком подходе? В фокусе данной политики не находятся дети и их индивидуальные потребности. Например, на годовалого ребенка в доме малютки на медицину в день выделяется три гривни — это смешно».
Анализируя ответы облгосадминистраций, эксперты так и не смогли понять, почему каждый регион по-разному оценивает содержание детей в приютах. Так, наибольшие суммы на детей в интернатах — около 300 гривен в день — выделяют Донецкая и Тернопольская области. А вот Киевщина — всего 122 гривни. На содержание малышей в домах ребенка больше всего средств выделяет Донецкая область — 600 гривен в день, меньше всего — Ривненщина, 240 гривен. Наименьшие суммы на питание получают воспитанники ривненских домов ребенка — 13 гривен в день, а здесь находятся дети в возрасте до трех лет. В целом на персональные потребности ребенка тратится всего 12% от выделенных государством средств.
«Почему такая разница по областям — трудно объяснить. Но дети одного возраста, с теми же болезнями где-то получают 200 гривен, а где-то — 400. Чиновники, которые планируют эти показатели, оторваны от детских потребностей, — продолжает Маргарита Тарасова. — Такое впечатление, что государство само о себе мало что знает и понимает. Это может зависеть от того, скажем, находится ли дом в поле зрения благотворителей и волонтеров — тогда руководство не хочет писать в запросах на область большие суммы, пишут минимум, а затем просят остальное у меценатов».
ТРИ ПРИЧИНЫ МЕДЛЕННОГО ТЕМПА ИЗМЕНЕНИЙ
В целом, получить ответы от чиновников оказалось непросто, некоторые области до сих пор не предоставили никаких данных. Эксперты отмечают, что интернаты — это пережиток советской системы, Украина должна развивать альтернативные формы воспитания (об этом «День» писал неоднократно, в частности в материале «Приоритет — опека родных и близких» в №238-240 от 28 декабря 2016 года), однако изменения происходят очень медленно.
«Реформа подтормаживается по различным причинам, в частности из-за привычных методов управления государством, из-за существующей структуры и коррупции, — считает независимый эксперт по правам ребенка Светлана Тарабанова. — То есть через интернат можно отмывать деньги. Это трудно доказать, но такие факты есть. При таких обстоятельствах выгодно содержать большой интернат, чтобы прокручивать финансовые махинации. На это накладывается кризис в государстве (политический и экономический) и военный конфликт».
«НУЖНО ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ДЕТСКОЙ ИЗОЛЯЦИИ»
В Центре информации о правах человека надеются, что результаты их мониторинга госслужащие возьмут себе на заметку, и это ускорит реформу. «Если уж менять эту систему, необходимо отказаться от этих домов и развивать другие формы опеки над детьми. В интернатах дети очень зависят от тех, кто за ними присматривает, и они должны быть застрахованы от ненадлежащего поведения. Нужно отказываться от таких форм изоляции», — замечает Маргарита Тарасова.
По мнению Светланы Тарабановой, первым шагом реформы должно быть развитие альтернативных форм воспитания, которое пугает прежде всего персонал интернатов из-за некомпетентности и страха потерять работу. «За рубежом реформирование таких заведений проходит путем перепрофилирования. Например, в Великобритании интернаты превращали в центры услуг для детей. В Польше государство покупает рядом две-три пятикомнатные квартиры, и дети-сироты с наставниками проживают в них. Так происходит их адаптация и социализация. Меня пугает факт, что в Украине так не будет. Например, если такие здания перепрофилировать в центры, люди останутся те же, с устаревшими методами работы», — комментирует Светлана Тарабанова.
Эксперт советует идти путем разукрупнения: вместо больших интернатов создавать небольшие, максимум на 15—20 воспитанников. Без этого невозможно изменить распределение финансовых потоков. Кроме того, нужно информировать общество и развенчивать стереотип о том, что в интернатах находятся исключительно дети из асоциальных семей. С изменением общественной мысли будет легче создать другую систему.
Выпуск газеты №:
№12, (2017)Section
Общество