Перейти к основному содержанию

Дети создают город мечты

Как маленьких киевлян учат архитектуре и урбанистике
01 сентября, 19:03
ОБЩЕСТВЕННЫЕ АКТИВИСТЫ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ КИЕВ ГОРОДОМ, ДРУЖЕСТВЕННЫМ К ДЕТЯМ, ТО ЕСТЬ УДОБНЫМ, КОМФОРТНЫМ И БЕЗОПАСНЫМ. В ПРОЕКТЕ «БОЛЬШОЙ ГОРОД, МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД» ЧЕРЕЗ ИГРУ И ИСКУССТВО ДЕТИ ОСОЗНАЮТ, ЧТО МОГУТ ВЛИЯТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ВОКРУГ

Машины паркуются на тротуарах, пандусов на улицах катастрофически мало, а некоторые дороги можно переходить только по дебрям подземок. Об этих неудобствах взрослые сознательные граждане говорят более-менее регулярно — иногда это даже приносит результаты. Но насколько украинские города удобны (точнее, неудобны) для детей? И как сделать их комфортными для малышей? Этими вопросами задались организаторы образовательно-исследовательского проекта «Большой город, маленький город», который на днях завершился в Киеве.

НАУКА В МУЗЕЕ И ВСТРЕЧА С ПОЛИЦЕЙСКИМИ

Лекции, экскурсии и даже научные исследования — все это было в программе проекта. Инициаторы из общественной организации «Детские географии» обращают внимание на присутствие, права и потребности детей в обществе и городе в частности. Для этого рассказывают людям об успешных примерах создания городских пространств, дружественных к детям. Активисты работают и с детьми, рассказывают маленьким жителям города об основах урбанистики и архитектуры. Через игру и искусство у малышей развивают ощущение присутствия в городе, дети осознают, что могут влиять на формирование пространства вокруг.

21 АВГУСТА 2015 ГОДА, СКВЕР НЕБЕСНОЙ СОТНИ В КИЕВЕ. ТАМ ОКОЛО ЧАСА ПРОДОЛЖАЛАСЬ ВСТРЕЧА ДЕТЕЙ С НОВЫМИ ПАТРУЛЬНЫМИ. ИНСПЕКТОРЫ ТЕРПЕЛИВО ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОСЫ МАЛЫШНИ, А САМЫМ ЛЮБОПЫТНЫМ ДАЖЕ РАЗРЕШИЛИ ПОСИДЕТЬ В ПОЛИЦЕЙСКОЙ МАШИНЕ

В образовательной части проекта приняли участие 16 детей в возрасте от восьми до 12 лет. Первая встреча прошла в бывшем индустриальном здании, где сегодня действует арт-простанство Port,— этакая попытка превратить заброшенное сооружение в креативный хаб. Детям предложили исследовать пространство вокруг и нарисовать вещи, обычно незаметные прохожим. «Мы воспроизвели в рабочей тетради, как трансформировалось сооружение с течением времени: замурованные свежим кирпичом окна, новые вывески на старых стенах. Работа с детьми, примеряющими на себя роль исследователей, дала почувствовать, как они расставляют акценты в восприятии окружающего пространства, — комментирует одна из координаторов проекта «Большой город, маленький город» Валерия Карпань. — Сначала дети воспринимали здание как непривлекательное, но после исследований и детального ознакомления все без исключения увлеклись идеей изменения функций старого помещения».

Основная локация детской программы — Национальный художественный музей Украины. Организаторы сначала хотели работать с музеем, потому что убеждены: такое учреждение должно не только консервировать знания, но и создавать их, становиться образовательным центром. В НХМУ несколько лет существует детская программа, поэтому музейщики радостно приобщились к проекту «Большой город, маленький город». «Частью детской программы является День музея, в течение которого дети обсуждают место искусства в современном городе и восприятие музея как места для общественности. В музее дети ищут пути, как сделать его пространством творчества, коммуникации и отдыха», — рассказывает координатор и одна из организаторов проекта Галина Сухомудь. Также происходили увлекательные открытые события. В частности все желающие дети встретились с киевскими патрульными полицейскими.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ РАБОТАЮТ С ДЕТЬМИ

Каждый мог посетить лекции, проводившиеся в рамках проекта. Темы встреч — путешествия в советском детском кино, женщины в пространстве города, детское архитектурное образование и много другого интересного. Эта лекционная эстафета завершилась 28 августа, когда исследователи и дети представили свои наработки, сделанные во время проекта.

Взрослая исследовательская программа пересекалась с детской. Ее фокус — Киев и опыт детства в нем. В программе приняли участие социологи, архитекторы, урбанисты. Они изучают приспособленность города к потребностям детей, восприятие публичного пространства детьми, их отношение к барьерам и правилам, установленным взрослыми, и тому подобное. Исследователи общаются с детьми и раскрывают их представление о городе. Также эксперты работают с архивами, изучают историю детских пространств Киева и такие практические вопросы, как распределение бюджета на закупку и содержание детских площадок. Одна из актуальных тем — разница в опыте и возможностях детей из центральных и отдаленных районов города, уровень доступа к образовательным программам и досугу. По итогам проекта «Большой город, маленький город» организаторы планируют опубликовать сборник с результатами исследований и ряд тематических статей. Также эти наработки можно будет использовать, чтобы создавать программы и пособия о формировании пространств, дружественных к детям, внедрять детское урбанистическое образование и привлекать детей к планированию парков, улиц, районов.

ОСМЫСЛИТЬ ГОРОД

Дружественный для детей город, по словам Галины Сухомудь, удобный, комфортный и безопасный. Также в нем нет пространственных ограничений. «Киев — город совсем недружественный к детям, — убеждена Галина Сухомудь. — Там существует много мест, куда дети не могут попасть из-за их неприспособленности или просто из-за традиции ограничивать доступ детей, например, к государственным структурам и другим «взрослым местам». Потребности детей в городе сводятся к стандартным детским площадкам».

В украинских школах дети не получают базовых знаний по архитектуре, градопланированию и городскому законодательству. Школьников не учат пониманию механизмов, по которым живет город. «Дети — категория, чувствительная к изменениям в среде, и при этом очень ограниченная в принятии каких-либо решений. Кроме того, интересами детей часто манипулируют», — подчеркивает Галина Сухомудь. Нехватка критического осмысления процессов, происходящих в городе, и побудила создать проект «Большой город, маленький город». И вот результат — дети бойко обсуждают роль музеев на лужайке у НХМУ, выискивают неприметные, но важные особенности городского бытия, чтобы все мы жили комфортнее. И, вполне возможно, через десять лет рутинные вопросы о парковке где попало и  странных новостройках наконец станут неактуальными.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать