Дикая «охота»
Убийство животных в Киеве — как тревожный симптом состояния общества
«Десять белок расстреляли в Голосеевском парке! Каждый раз, как вижу белочек в парке, улыбаюсь, хватаюсь за мобильный, чтобы сфотографировать... А вот представить человека, который расстреливает этих смешных рыжиков, мне страшно. Получается, такие люди рядом, вокруг», — это Facebook-сообщение жительницы столицы Аси Працюковой утром 1 сентября цитировали украинские информационные агентства. Свой пост Ася Працюкова дополнила фотографией одной из убитых белок — на трупике четко видны следы выстрела. В комментариях другая свидетельница события обещала опросить тех, кто работает рядом, и отметила, что стреляли умело, потому что у многих животных пули попали в голову.
Полагаться на правоохранительные органы в такой ситуации трудно: зоозащитники часто жалуются, что такими случаями полиция занимается неохотно. А давно обещанная экополиция, которая должна была бы стоять на защите окружающей среды, так и не создана...
«СЛЕДСТВИЕ БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»
Расстрел белок в Голосеевском парке подпадает под статью 299 Уголовного кодекса Украины «Жестокое обращение с животными», замечает Наталья Вишневская, координатор зоозащитного направления Национального экологического центра Украины. Кроме того, такие действия запрещены Законом Украины «О защите животных от жестокого обращения».
«В городе запрещено стрелять по любым животным, будь то домашние, будь то дикие, — продолжает Наталья Вишневская. — Этот случай — полностью в компетенции Национальной полиции. Она должна выехать на место, составить протокол и проводить дальнейшие следственные действия, искать тех, кто это совершил».
По словам зоозащитницы, в Украине такие случаи с дикими животными не очень распространены, но частые — относительно домашних и беспризорных животных. «Это — следствие бездеятельности правоохранительных органов, потому что более десяти лет в Украине действует преступная группировка, догхантеры. Они убивают не только собак и котов, но и птиц, и в данном случае допускаю, что это — их действия. Впрочем, такое совершают не только догхантеры, но и браконьеры, другие преступники», — объясняет Наталья Вишневская.
В Украине наказания за жестокость относительно животных очень «гуманное». «Люди, которые жестоко обращаются с животными, в основном, получают смешные сроки, например, три месяца условно или штрафа, — признает Наталья Вишневская. — Зоозащитное сообщество должно выдвигать требования к власти, в первую очередь к депутатам Верховной Рады. Нужно вносить изменения в Закон «О защите животных от жестокого обращения», но главное — изменить Административный и Уголовный кодексы, усиливать ответственность за такие действия. Некоторые подобные предложения уже зарегистрированы в парламенте, но это очень тяжело продвигается».
ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
В случае с расстрелом животных пугает не только жестокость, но и нелепость преступления — с явлениями, которые можешь объяснить, работать легче.
«В основе человеческой жестокости лежит присущая нам от роду агрессия, которая является частью общей жизненной энергии, — отмечает социальный психолог Вадим Васютинский. — Чтобы человек мог существовать, он должен быть в целом активным, в частности агрессивным, потому что должен завоевывать среду для удовлетворения своих потребностей. Воспринимаем как факт, что такая агрессия есть в каждом из нас. А уже процесс воспитания ребенка, так называемая социализация, определяет то, как мы эту агрессию, общую энергию будем воплощать».
Среди некоторых людей формируется повышенный уровень агрессии относительно других живых существ. Таких, по словам Вадима Васютинского, немного, и не все из них совершают жестокие действия относительно других людей или животных. «На большинство людей, склонных к такой агрессии, ограничивающим образом действуют социальные нормы. Во-первых, страх наказания. Еще более сильное влияние имеет страх перед моральным осуждением окружения, — комментирует социальный психолог. — То есть социальные нормы сдерживают этих людей и побуждают разряжать агрессию в более приемлемых формах: например, в охоте, алкоголизме, тяжелой физической активности».
Случаи немотивированной агрессии учащаются, когда в обществе растет напряжение и нарушаются социальные нормы, отмечает Вадим Васютинский. «В настоящий момент в Украине наблюдается именно такая ситуация: на Донбассе, где происходит реальная война, социальные нормы нарушились больше, в других регионах — меньше. Есть общее напряжение, ощущение, что происходит что-то важное и страшное, чем человек не может руководить, и эти нормы становятся как бы второстепенными, — добавляет эксперт. — Люди, более склонные к неадекватно агрессивному поведению, подвергаются таким тенденциям. Это не значит, что все проявят такую агрессию, но процент таких случаев растет».
Лучший способ предотвратить жестокость — правильное воспитание в детстве. «Это сложная вещь, субъективная и интуитивная, — отмечает социальный психолог. — Если говорить о более управляемых вещах, то это — восстановление порядка и справедливости. Наши государство, общество пошли сложным путем развития. Фактически сегодня в обществе нет критериев оценки порядка и справедливости. Непонятно, кто является авторитетом, носителем настоящих ценностей. Это — и плюс, потому что потеряли благоговение перед властью, и минус в ситуации, о которой говорим».
«ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Наталья Вишневская констатирует, что сегодня украинское общество не считает жестокое обращение с животными существенной проблемой. «А, например, в Соединенных Штатах с 2016 года преступления против животных отнесены к самой тяжелой категории преступлений, как убийства и похищения людей, — продолжает зоозащитник. — Так заботятся о том, чтобы общество не превращалось в сообщество убийц. Ведь многие психологи видят связь в том, что лица, совершавшие преступления против животных, потом вели себя жестоко по отношению к людям. Думаю, в Украине это уже является вопросом национальной безопасности».
Активистка соглашается с тем, что в стране уместно создать что-то наподобие зоополиции, где и могли бы заниматься преступлениями наподобие того, которое произошло в Голосеевском парке. «Полиция не расследует преступления против животных не только потому, что не считает их преступлениями, но и по той причине, что сегодня очень много других криминальных событий, преступлений против людей. Но когда, наконец, правоохранительные органы, министр внутренних дел обратят внимание на ситуацию с жестокостью против животных? Ведь это очень опасное для развития общества явление», — резюмирует Наталья Вишневская.
Кстати, одно из самых популярных обращений на сайте петиций в Киевский городской совет — «Создать в Киеве специализированную структуру по образцу зоополиции». Обращение появилось в конце июля, через месяц его подписали 4183 гражданина. Чтобы петицию рассмотрела столичная власть, нужно еще 5817 подписей. До конца сбора подписей осталось 55 дней (по состоянию на 1 сентября).
«Цель создания такой службы — защитить домашних и беспризорных животных от жестокого обращения с ними, предотвратить нападение агрессивных животных на людей», — говорится в петиции. Среди заданий службы, которую предлагают создать, — контроль за количеством беспризорных животных, их отлов и стерилизация гуманными методами, а также дальнейшая опека, реагирование на сигналы об агрессивных животных и на жестокое обращение с животными, работа с законодательством. Каким будет результат петиции, станет понятно через несколько месяцев. Но давно пора относиться серьезно к преступлениям против животных — ведь безнаказанность деморализует.
Выпуск газеты №:
№156-157, (2016)Section
Общество