«Для чего мы это учим?»
За лето Минобразования обещает подготовить новые программы для начальной школы — облегченные и осовремененные![](/sites/default/files/main/articles/08062016/10school.jpg)
«Дети уже пишут контрольные работы, диктанты из пяти-шести предложений, дважды в неделю у них английский язык и еще дополнительно — немецкий, у знакомой сын делает домашние задания до полуночи», — недавно рассказывала «Дню» мама первоклассницы о том, как у дочки прошел учебный год. Перегруженность учебных программ для начальной школы — тема болезненная и дискуссионная. Ведь от ребенка при приеме в школу требуют знать азы чтения-писания-мышления, а сколько всего придется освоить в первом классе — просто не укладывается в голове.
Поэтому инициатива нового министра образования и науки Лилии Гриневич относительно того, что учебные программы для учеников 1—4 классов будут облегчать, родителей невероятно радует. Если Лилия Михайловна доведет это дело до конца — и с хорошими результатами (ведь это не первая попытка министерства разгрузить школьные программы), она заслуживает войти в историю украинского образования как эффективный менеджер и новатор.
ПРАВИЛО ТРЕХ «З» — В ПРОШЛОМ
Как объясняет Лилия Гриневич, программы должны стать такими, чтобы учителю было легко ответить на вопрос детей «Для чего мы это учим?». Большинство знаний, полученных в школьные годы, со временем забываются. То, чем не пользуешься в повседневной жизни, мозг стирает, как испорченные файлы. Правило трех «З» (заучил, сдал, забыл) сегодня не проходит, дети должны понимать, как применить полученные знания и навыки на практике. Министр обещает менять школьное обучение именно в этом русле.
«Мы ставим комплексную задачу: не убрать «что-то лишнее из программ», а по четким критериям убрать дублирование между предметами, а также интегрировать в содержание существующих базовых предметов такие современные компетенции, как цифровая, предпринимательская, гражданская, коммуникационная грамотность», — говорится на сайте МОН.
Обновлять учебные программы для начальной школы, а затем для девятиклассников министерство планирует на протяжении всего лета. Так, в начале июня должны сформировать рабочие группы по каждой программе, а до 19 июня учебные программы для начальной школы разместят на публичной платформе для общего обсуждения. К нему могут приобщиться все желающие: учителя, методисты, специалисты по базовым компетенциям, образовательные эксперты, психологи, врачи-педиатры, разработчики онлайн-курсов и авторских программ.
В конце июля обновленные программы должна рассмотреть и утвердить коллегия Минобразования. Изменения должны одобрить до августовских конференций для педагогов, чтобы с началом учебного года ученики работали по облегченным программам.
РЕФОРМЫ ТРЕБУЮТ ВРЕМЕНИ
За последние годы министерство слышало от родительского сообщества массу нареканий относительно неразумности и нелогичности программ, ошибок в учебниках, которые готовят авторы, словно оторванные от жизни. Поэтому сейчас большинство родителей ожидает от Минобразования чуда. Но заместитель председателя общественного объединения «Родительский контроль» Иванна Коберник советует не надеяться на кардинально новые учебные программы или на образовательную революцию. Ведь новые учебники на 1 сентября никто не напечатает, а учителей никто не изменит радикально. Это длительный и непростой процесс, который необходимо запускать уже сейчас, и «Родительский контроль» его поддерживает.
«Этот вопрос имеет две составляющие. Так, министерство работает над концепцией новой украинской школы, под которую будут выписывать стандарты, программы и структуру, — ее внедрение может состояться не ранее 2018 года. Параллельно готовится почва, чтобы новую украинскую школу было кому воспринять. Учителя, которые готовы и хотят преподавать по-новому, должны получить для себя примеры компетентностного обучения, познакомиться с лучшими практиками и использовать их, — отмечает Иванна Коберник. — Внедрение абсолютно новых учебных программ требует существенных изменений и апробации — не так, как это было с программами и учебниками Табачника, когда «с колес» все шло в школу».
Обновление программ не значит, что до 1 сентября они станут совершенно другими. Речь о более современном подходе к преподаванию, новой, понятной и интересной детям форме подачи материала, акценте на думании, а не на механическом запоминании.
СКАЗКИ ПО... ГЕОГРАФИИ
Недавно журналистка Галина Сергеева оставила в своем Facebook-аккаунте интересную заметку об учителе географии дочки: «Это Сергей Николаевич, его географию все любят, потому что он рассказывает ее в форме сказок. Например, недавно моя Оля рассказывала всю неделю одну такую сказку: о трех дочерях Земли — сестерах атмосфере, гидросфере и литосфере — со всеми подробностями, я даже не знала такого».
Вот результат, что мы должны получить в результате обновленного обучения. Заодно придется «обновлять» педагогов. По словам Иванны Коберник, не все учителя понимают, что такое «компетентностный подход», предпочитают и в дальнейшем работать по существующим программам. «Сейчас важно убрать лишнее. Например, сократить количество авторов и произведений, предусмотренных обязательной программой по литературе, — ребенок не может физически прочитать их на протяжении года, — отмечает Иванна Коберник. — Также нужно убрать дублирование материала в разных предметах».
Добавим, что также важно не сойти с выбранного курса. Часто новая команда в том или ином министерстве начинает свою реформу с нуля, отбрасывая наработки предшественников. Общество хочет гарантий, что образовательная реформа непременно состоится — тогда поверит новаторам и поддержит их.
Выпуск газеты №:
№100, (2016)Section
Общество