Перейти к основному содержанию

«Для многих семей эти люди были, как мать Тереза»

С 1 мая правительство планирует сократить 12 тысяч социальных работников. По мнению экспертов, это решение будет способствовать росту количества сирот и неблагополучных семей
16 апреля, 11:14
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

За последние недели социальные работники несколько раз выходили с акциями протестов под здание правительства. Требовали не увольнять их с работы и не прекращать финансирование отрасли. Причина — с 1 мая правительство намерено сократить штат социальных работников, вследствие чего 12 тысяч человек останутся без работы. Эксперты говорят, что это прямой путь к увеличению социального сиротства и росту неблагополучных семей, которые не всегда могут самостоятельно решить свои проблемы. Потому что только Украина стала внедрять форму ранней поддержки асоциальных семей, как рискует потерять наработанную систему. Хотя во многих европейских странах такие должности существуют и финансируются из государственного бюджета. Например, в Швеции есть должность социального работника, который работает только с молодежью. В его обязанности входит даже поход на дискотеку.

Общественные организации направляли уже несколько обращений к руководителям правительства с просьбой пересмотреть свое решение. Министр социальной политики Людмила Денисова убеждает, что этот вопрос еще раз будет рассмотрен на заседании правительства, чтобы сокращение касалось не всех работников, а лишь определенной части.

— Предусматривается сокращение тех работников, которые были введены  в 2012 году как социальные работники. Но все помнят, как они были использованы: не как социальные работники, а люди на избирательную кампанию. Я написала докладную премьер-министру с предложением частично сократить (штат соцработников. — Ред.). В данный момент этот вопрос обсуждается, — объясняла протестующим Денисова.

Но эксперты говорят, что такое решение правительства уже есть, а люди, которые работали в этой службе, сейчас под принуждением пишут заявления на увольнение. Причина такова, что денег им на заработную плату в нынешнем бюджете нет.

— Но никто не подсчитал, сколько денег было вложено в обучение этих специалистов и закупку оборудования. Это неразумное и негосударственное решение, — считает  Галина Постолюк, руководитель БО «Надежда и жилье для детей». — Денег на финансирование действительно не хватает, но эти 308 миллионов гривен, которые необходимы для сохранения должностей, на самом деле не сделают большую погоду для экономики государства. Наоборот — придется тратить большие суммы на содержание интернатов, домов для престарелых, тюрем, выплачивать социальные льготы и тому подобное. Для экономистов других стран мира это понятно, потому что если не выявить проблему на раннем этапе, когда люди становятся асоциальными элементами, на их спасение понадобится намного больше средств.

Специалисты соглашаются, что изменить всю систему в корне за два года существования должностей социальных работников не удалось (они работают отдельно от центров социальных служб, которые существуют при районных администрациях). Но хорошего сделано тоже немало.

— Никто точно не знает нюансов их работы. Для многих семей эти люди стали «матерями Терезами», — рассказывает Василиса Дыбайло, руководитель ОО «Парнерство «Каждому ребенку». — На две тысячи сельского и шесть тысяч городского населения  приходится один социальный работник. У каждого есть свой участок, на который составляется социальный паспорт, то есть специалисты знали, у кого какие проблемы и нужды. Я знаю, что в Белой Церкви эти люди работали в кабинете при школе или на участке милиции, как можно ближе к той категории населения, которая может оказаться в группе риска. А раньше не было вообще базового уровня социальной помощи, на район было шесть работников, которые ждали в кабинетах, когда же к ним придут люди со своими проблемами. А кто из села будет ехать в район? Разве что когда очень припечет. Когда ребенок не слушается — никто не поедет, а когда украдет телефон, тогда обратятся к соцслужбам.

В настоящий момент руководители общественных объединений, которые сотрудничают с социальными работниками, растеряны и признаются, что ждут мудрых решений правительства. А иначе придется обращаться в международные институции, которые выделяют Украине финансовую помощь. У них эксперты хотят просить, чтобы сохранение ранней социальной помощи было одним из требований для выделения нашему государству средств.

— Мы не будем останавливаться, но это вопрос политической воли. Последствия этого решения — это углубление социального неблагополучия, рост числа детей, которые будут помещены в интернаты и отлучены от семей. Если сегодня ликвидируем эти должности, то такие семьи останутся без поддержки. Потому что социальный работник — это человек совсем с другой среды, он открыто приходит с помощью, а не с осуждением, помогает сформировать другое отношение к неблагополучной семье в обществе, собственным примером показывает, как быть родителями и как заботиться о своих детях. Я знаю случай, когда в семье оба родителя были с проблемами слуха, так соцработник занималась устройством ребенка в детский сад, оформлением социальных выплат. В других ситуациях — способствовали в поиске работы, — рассказывает Галина Постолюк.

Вскоре должна состояться встреча представителей общественных организаций с представителями министерства социальной политики. Эксперты надеются на успешный диалог. И добавляют: если дело лишь в средствах, то финансовые расходы на содержание соцработников готовы взять на себя поселковые и сельские рады, с которыми эти специалисты сотрудничали.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать